понеділок, 5 червня 2017 р.

Монетный двор в..... тюремной камере

Монетный двор в тюремной камере

Эта криминальная история в начале 90-х получила широкую известность в стране благодаря своей необычности. Но вскоре забылась из-за других бурных событий криминальной революции в России. Однако она и сейчас остается уникальной, и вряд ли когда-нибудь повторится в России.
В камере СИЗО рисовали 1000 и 500 рублевые купюры
 
Егор Яманов, матерый рецидивист, проведший в местах заключения 23 года, оказавшись в екатеринбургском СИЗО, чувствовал в нём себя как дома. Благодаря опыту нескольких предыдущих ходок и тому обстоятельству, что сюда он угодил по 102-й «мокрой» статье, Егор пользовался в камере непререкаемым авторитетом. Другие «пассажиры», коротающие время до суда в том же помещении, признавали его лидерство и старались не перечить. Однако это не избавляло Яманова от скуки. В один прекрасный день он по обыкновению лежал на нарах и зевал, лениво наблюдая за суетой вокруг стола. Там в это время молодой парнишка по фамилии Климин уверенными движениями руки что-то рисовал на тетрадном листе бумаги, а сгрудившиеся возле него арестанты, пускали по его произведению критические стрелы, которые художник пытался парировать и вносили скабрезные предложения по его улучшению, которые он попросту игнорировал.
А между тем рисовал Климин действительно хорошо и этим занятием часто развлекал себя и сокамерников, скрашивая безрадостные тюремные будни. И тут Яманов тоже решил развлечься. И обратился к художнику.
- Эй, пацан, а слабо тебе тысячную купюру смастырить?
- Если образец перед глазами иметь, то может и получится, - ответил Климин.
Яманов движением фокусника извлек из какого-то схрона купюру достоинством в тысячу рублей, подошел к столу и ладошкой припечатал ее перед художником:
- Валяй!
Задачка оказалась весьма непростой. Климину пришлось изрядно потрудиться, чтобы вывести на листе кучу мелких деталей рисунков и буковок, но результат заткнул рты всем критикам. Рисованная купюра оказалась весьма похожей на оригинал, если не брать в расчет, что выполнена она была обычной шариковой ручкой на тетрадном листе в клеточку.
В голове рецидивиста явственно начал происходить сложный умственный процесс. А завершился он рождением необычной идеи. Яманов решил создать в камере нелегальное отделение Гознака. С тех пор жизнь Климина превратилась в настоящий ад. Мало того, что он сидел за решеткой, так сейчас еще был вынужден пахать как проклятый. Перечить рецидивисту-мокрушнику, парившемуся в СИЗО за убийство, парень не осмелился, и теперь днем и ночью рисовал для него шариковыми ручками с разноцветными стержнями 500-рублевые и тысячные купюры. Одному из сокамерников настолько стало жалко Климина, что он добровольно взялся за изготовление трафаретов.
Хотя ручной труд был малопроизводительным, но рисованные купюры регулярно выдавались на гора. Яманову удалось организовать их сбыт на воле через контролера следственного изолятора Петра Типикина, который получал по тысяче фабричных рублей с каждых сбытых четырех тысяч рисованных. Типикину удалось уговорить несколько человек, которые спуливали подделки в коммерческие киоски в ночное время. И самое интересное, что там нарисованные шариковыми ручками деньги уходили почти без проблем.
Но, как говорится, все тайное становится явным. Правоохранительные органы вычислили фальшивомонетчиков и прикрыли их лавочку. Расследование было поручено следователю областного ГУВД Геннадию Тумалевичу.
Понимая, что рецидивист Яманов – самый твердый орешек в компании фальшивомонетчиков, он «оставил его на закуску» и допрашивал последним. Когда Тумалевич объяснил Яманову, что тот обвиняется в организации преступной группы с целью изготовления и сбыта поддельных денежных купюр, рецидивист принялся возмущаться:
- Какая такая группа, начальник?! Какие поддельные купюры?! Я же вор по масти, печь блины ("печь блины" на воровском жаргоне - подделывать деньги) – не моя специальность.
Но Геннадий быстро охладил пыл Егора, объяснив, что доказательств в отношении его вины выше крыши:
- Ваши подельники уже дали признательные показания, что по вашему указанию рисовали фальшивые денежные купюры 500-рублевого и тысячного достоинства. Нами задержан контролер СИЗО Типикин, которому вы передавали эти купюры для организации их сбыта на воле. Установлены и допрошены люди, которые по его просьбе занимались сбытом фальшивок. Да, к тому же и вы сами выдали себя. Что это за мания величия: украшать купюры серией из собственных инициалов и номером из даты своего рождения? Даже цари вели себя скромнее. В общем, читайте текст обвинения и расписывайтесь, что ознакомлены.
Яманов молча шевеля губами принялся за чтение постановления, потом поднял глаза на следователя и спросил:
- Начальник, а почему тут написано, что я занимался этим в виде промысла?
- А разве нет? В виде промысла и занимался.
- Нет, начальник, ты объясни. Мне же за этот промысел лишний срок могут припаять.
Тумалевич усмехнулся. Узнав от сокамерников фальшивомонетчиков, как Яманов угрозами заставил Климина вкалывать на себя, он сознательно накрутил рецидивисту «промысел», «утяжелявший» наказание по статье за фальшивомонетничество. Геннадий достал папку с бумагами и сказал:
- Хорошо, объясняю. Ты, Яманов, когда сюда, в СИЗО попал, был гол, как сокол. Вот справка, что наличных денег у тебя при себе не имелось. Вот другая справка, что за время пребывания в СИЗО ты передач и денежных переводов не получал. Вот еще одна справка, что в последнее время ты регулярно отоваривался в ларьке СИЗО чаем, сигаретами и кондитерскими изделиями. На какие шиши спрашивается? И выходит, что единственным твоим источником дохода была выручка от реализации поддельных денежных купюр! А это и есть занятие в виде промысла, так что в постановлении все правильно сказано.
После такого расклада, Яманов пал духом, предчувствуя безрадостную перспективу. И не ошибся.
На суде был доказан сбыт организованной им группы фальшивомонетчиков 50-ти поддельных купюр по 1000 рублей и 80-ти купюр пятисотрублевого достоинства. А также факт занятия им фальшивомонетничеством в виде промысла.
30 июля 1993 года Свердловский областной суд приговорил Егора Яманова к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Климин был признан его невольным соучастником и был освобожден от наказания. А контролера СИЗО Типикина спасла предыдущая беспорочная биография. Ему назначили 3 года лишения свободы условно.

ДОБИВКА

Вообще те годы начала 90-х были веселым временем, инициатива и выдумка били у людей через край. Это коснулось и фальшивомонетчиков, которые то и дело изобретали новые, нестандартные методы работы. Вот лишь несколько примеров:
Трое гостей Екатеринбурга из Кабардино-Балкарии рассчитались за услуги проституток фальшивыми деньгами. Деньги они отдали охранникам «ночных бабочек». Пока дамы трудились, хранители их тел, решили утаить часть выручки и отправились в ближайший киоск разменивать крупные купюры. Тут-то их и повязали. А вслед за ними и любвеобильных гостей.
На Шарташском рынке Екатеринбурга группа уроженцев солнечной Грузии провернула выгодную коммерческую сделку - за 13 млн. неденоминированных фальшивых рублей приобрела партию арбузов у уроженцев не менее солнечного Таджикистана, но тоже попалась.
Весьма оригинальный способ сбыта придумал один азербайджанец, трудившийся в медицинском вытрезвителе Железнодорожного РУВД. Местные пьяницы, пройдя необходимый курс медицинского вытрезвления в РУВД и выйдя оттуда утром, спешили к ближайшему ларьку, чтобы привести здоровье в норму. Какого же было их удивление, когда вместо вожделенной бутылки они получали по физиономии и вскоре опять оказывались в милиции, только уже по обвинению в сбыте фальшивых денег. Оперативники ОБЭП вняли стенаниям пьющего люда, и отправили в вытрезвитель своего человека. А утром убедились, что тому подменили нормальные рубли на фальшивые, после чего задержали азербайджанца.

Немає коментарів:

Дописати коментар