В Украине произошел ментальный перелом – Перебийнис
В день старта безвизового режима с Европейским Союзом посол Украины в Чехии Евгений Перебийнис опубликовал в Twitter фото с символичной подписью, которая впоследствии стало почти вирусной: "В аэропорту Праги встретились самолеты из двух разных миров: из Киева и Екатеринбурга, из свободного мира без виз и мира еще очень долго с виз".
В интервью "Обозревателю" дипломат объяснил, почему безвизовый режим – не формальность, а те, кто приуменьшает его значение, заблуждаются или вводят в заблуждение. Кроме того, говорили о будущем санкций, перспективах вхождения Украины в Шенгенскую зону и пророссийских настроениях в Чехии.
- Сенат США поддержал законопроект об усилении санкций против РФ. Это очень важный сигнал, в том числе и для Европы. На ваш взгляд, на этом фоне ЕС может задуматься о хотя бы символическом расширении санкций?
- В Европе однозначно готовы к продолжению санкций. По поводу расширения: то так вопрос в ЕС пока не стоит, насколько мне известно. Но я не могу исключать, что в случае ухудшения ситуации на Востоке Украины, серьезных провокаций России, событий, подобных крушению "Боинга", может возникнуть вопрос о возможности усиления санкций и со стороны ЕС.
ЧИТАЙТЕ:
|
Однако пока главная задача состоит в продолжении существующих санкций, поскольку они и так достаточно серьезны. В последние годы усилия российской дипломатии были брошены на снятие или хотя бы ослабление санкций. Надо отдать должное ЕС: несмотря на все разногласия стран-членов, в вопросе Украины Европа продемонстрировала последовательную и солидарную поддержку. И я убежден, что санкции будут продолжены и в начале июля.
- Прошлый месяц выдался очень удачным с точки зрения евроинтеграции Украины (точка в визовой либерализации, завершение эпопеи с ассоциацией). Но что дальше? О членстве в ЕС пока речь не идет, поэтому на каких направлениях Украина может углубить интеграцию с Европой в краткосрочной и среднесрочной перспективах?
- Вопрос о членстве Украины в ЕС действительно пока не стоит в практической плоскости, но это наша стратегическая цель. Конечно, это не вопрос нескольких лет, а более отдаленная перспектива. Но членство в ЕС состоит из определенных этапов, часть из которых Украина уже прошла. Мы подписали Соглашение об ассоциации, которое в ближайшее время вступит в силу. В контексте соглашения мы говорим о политической ассоциации и экономической интеграции в ЕС. Хотя и без прямой фиксации перспектив членства, но мы – составляющая европейских процессов.
Сейчас думаем о следующих шагах. Об этом, очевидно, будет идти речь также на ближайшем саммите Украина-ЕС, который состоится в июле в Киеве. Одним из важных этапов должна стать интеграция Украины в проект ЕС об отмене роуминга. Это очень важно с точки зрения свободы передвижения, предпринимательства. Украина будет работать над тем, чтобы тоже стать частью безроумингового общения в ЕС.
Конечно, на повестке дня остается дальнейшая экономическая интеграция. Например, в ближайшее время ЕС планирует предоставить Украине дополнительные торговые преференции, что расширит возможности доступа товаров украинского производства на европейский рынок. Актуальным остается вопрос соглашения об открытом небе, которое, к сожалению, еще не было подписано из-за разногласий между Великобританией и Испанией. Но я верю, что решения и по этому вопросу в ближайшее время найдется.
- На ваш взгляд, что изменил "безвиз" для Украины с символической точки зрения? Некоторые говорят, что Киев таким образом порвал с советским прошлым. Но едва ли есть прямая связь.
- Абсолютно согласен с мнением о разрыве с советским прошлым. Более того, введение безвизового режима – это ментальный перелом и событие, которое можно сравнивать с важнейшими вехами в нашей новейшей истории. Это не просто техническое решение, это гораздо больше. "Безвиз" дает украинцам ощущение свободы, ментальное вовлечение в европейскую среду. Безвизовый режим – возможность для миллионов украинцев увидеть собственными глазами, как работает Европа, как работают европейские ценности.
Например, если раньше украинцы собирались куда-то поехать на выходные, они думали в основном об Одессе или Львове. Они не могли просто так поехать в Барселону или Прагу, ведь для получения визы нужны время, деньги, куча бумаг. Теперь люди могут сегодня решить, что уже завтра поедут в Европу.
Все попытки приуменьшить важность безвизового режима, которые идут из Москвы, ошибочны. Например, они говорят, что у украинцев нет денег, поэтому они все равно никуда не будут ездить, но это не так. Даже молодежь, студенты, имея биометрический паспорт, могут позволить себе билет на автобус за несколько десятков евро. Безвизовый режим будет способствовать повышению поддержки украинцами евроинтеграционного направления.
- А у Украины есть шанс когда-то стать членом Шенгенской зоны? Несколько недель назад Петр Порошенко говорил, что это еще одна наша стратегическая цель.
- Есть несколько стран, которые не являются членами ЕС, но являются членами Шенгенской зоны, например Швейцария и Норвегия. Конечно, у них были немного другие исторические условия, у них намного выше качество жизни. Но, если приложить усилия, то в будущем и мы могли бы попытаться стать членами "шенгена". Да, для этого нужно выполнить много условий, провести много реформ, но для украинцев эта идея звучит чрезвычайно интересно. И мы, конечно, будем над этим работать.
- Опрос общественного мнения в странах Вышеградской группы, проведенный IRI, указывает на то, что большинство чехов (59%) рассматривают Россию как партнера, а не как угрозу. Почему? Ведь официальная риторика свидетельствует о том, что за три года на Западе поняли, что имеет место российская агрессия в Украине, что Москва вмешивается в избирательные кампании в США и Европе, ведет информационную войну.
- Я не знаю, насколько эти цифры соответствуют действительности. Каждый опрос общественного мнения имеет некий субъективный характер, погрешность. Но факт остается фактом: русофильские настроения в Центральной Европе были сильны еще 100 лет назад, и особенно после Второй мировой войны, когда страны этого региона стали частью так называемого коммунистическая блока. Эти настроения отчасти сохраняются. Скажем, на каждых парламентских выборах в Чехии где-то 10-15% набирает Коммунистическая партия. Чехия – чуть ли не единственная страна Центральной Европы, где она сохранилась и постоянно представлена в парламенте.
Здесь есть определенный парадокс. Чехия пережила советскую оккупацию в 1968 году, здесь одной из первых состоялась мирная демократичная революция в 1989 году, которая привела к падению коммунистического режима, но вместе с тем русофильские настроения в какой-то степени сохранились. Они, конечно, не так сильно проявляются, как во времена коммунистическая режима, но они есть. Речь идет преимущественно о старшем поколении.
И все же, позволю себе утверждать, что стремление чехов к европейским ценностям гораздо сильнее, чем мысли тех, кто видит в России панацею. Не стоит отбрасывать и фактор российской пропаганды. Она здесь, к сожалению, сильная. Я бы сказал, что Чехия для российской пропаганды и для спецслужб РФ является одним из форпостов в Центральной Европе. Это серьезная угроза, которую, мне кажется, в чешском правительстве и в чешском обществе сейчас начинают осознавать. В Министерстве внутренних дел начало действовать спецподразделение по противодействию информационным гибридным угрозам. Здесь много общественных организаций, деятельность которых направлена на противодействие информационному влиянию России.
- Однако российский вопрос разъединяет чешский истеблишмент. Президент Милош Земан неоднократно призывал снять санкции. В МИД говорят, что поддерживают санкционный режим до выполнения Минских соглашений. В Чехии внешняя политика, конечно, прерогатива правительства, однако на фоне напряжения с ЕС, на фоне настроений в чешском обществе есть ли риск смягчения позиции Праги по отношению к России?
- Чешское правительство очень последовательно поддерживает Украину в вопросе нашей территориальной целостности, за что мы очень благодарны. В том числе эта поддержка касается санкций и необходимости выполнения Москвой Минских соглашений. Также Чешская Республика не признает и осуждает оккупацию Крыма Россией.
Что касается перспектив, то осенью мы будем свидетелями ожесточенной борьбы на чешской политической сцене. В октябре здесь пройдут парламентские выборы. Сейчас трудно прогнозировать результаты. На днях премьер-министр Чехии Богуслав Соботка ушел в отставку с поста лидера Чешской социал-демократической партии, но при этом остался главой правительства. Лидером социал-демократов на выборах станет министр иностранных дел Любомир Заоралек, который также является кандидатом на место следующего премьера от этой партии. Многое меняется, спрогнозировать варианты возможной коалиции сейчас очень трудно. Но я надеюсь, что позиция Чешской Республики по Украине останется такой же последовательной. По крайней мере от основных политических партий, за исключением разве что коммунистов, мы не слышим сигналов о необходимости отмены санкций.
На уровне бизнес-структур периодически слышим определенные "вздохи" по поводу того, что санкции наносят ущерб европейскому бизнесу, поэтому лучше их отменить. Но это единичные голоса, которые, к тому же, не имеют ничего общего с реальностью. Если говорить о Чешской Республике, вред от санкций измеряется какими-то десятыми долями процента. Считаю, что для европейских компаний, которые мыслят стратегически, санкции – шанс на диверсификацию, расширение рынков. Ведь очевидно, что лучше иметь 10 новых, хоть и небольших рынков, чем один монопольный, от которого ты на 100% зависишь. У нас была такая зависимость от "Газпрома", что с точки зрения энергетической безопасности было очень плохо. К счастью, эта проблема для нас уже позади.
- Чем завершилась история со скандальной статьей Адама Хайека в чешской газете, в которой он романтизировал боевиков в ОРДЛО?
- Завершилась тем, что я написал открытое письмо в редакцию, его опубликовали. Моя реакция получала здесь очень большой резонанс. Было много писем, звонков в нашу поддержку. Я получил и письмо от главного редактора газеты, где эта статья была опубликована. Там говорилось о том, что они не пытались "обеливать" боевиков, просто их журналист якобы хотел показать немного другой аспект этой войны. Я, конечно, с такой позицией не согласен. Я сообщил этой, достаточно уважаемой в Чешской Республике газете, что она рискует своим имиджем, ведь, по нашей информации, Хайек попал в ОРДЛО с нарушением украинского законодательства. То есть, он не получал аккредитации в СБУ, поэтому ему могут запретить въезд в Украину. Он не получил аккредитацию в пресс-центре АТО и, скорее всего, пересек границу через неконтролируемой участок со стороны России, за что, как известно, нашим законодательством предусмотрены санкции в виде запрета на въезд в Украину. После этого я также дал развернутое интервью этой газете, в котором имел возможность более подробно ознакомить читателей издания с вопросами, связанными с российской агрессией и правилами посещения оккупированных территорий, в том числе для иностранных журналистов.
Немає коментарів:
Дописати коментар