Олег Логинов
Дактилоскопия
Еще 25 мая 1888 года сэр Френсис Гальтон оповестил мир, что вероятность совпадения отпечатка одного пальца человека с отпечатком такого же пальца равна 1:64 000 000 000.
Так получилось, что изобретение дактилоскопии было связано с мошенничеством.
В конце XIX века служащий британской администрации в Индии Вильям Хершель на протяжении 15 лет выплачивал жалованье индийским солдатам. И постоянно удивлялся, что их число каждый раз увеличивается. Но разобраться в этом феномене никак не мог, поскольку для него, как для европейца, все индусы были на одно лицо. К тому же солдаты не умели писать и их имена часто повторялись. А те, пользуясь доверчивостью сахиба, приходили за жалованьем не по одному разу или присылали за зарплатой своих друзей и родственников.
Наконец, Хершелю надоело чувствовать себя лохом и он начал заставлять индийских солдат ставить отпечатки двух пальцев на списки с их именами и на квитанции о получении денег. А после этого вдруг обнаружил, что двух одинаковых отпечатков пальцев в природе не существует. И вскоре смог обосновать свое открытие, вычитав в учебнике анатомии термин «папиллярные линии».
Разобравшись с выплатой денег в индийской армии, Хершель через некоторое время навел порядок в бенгальской тюрьме, распорядившись, чтобы к списку заключенных прилагали отпечатки их пальцев. Бардаку, когда осужденные за тяжкие преступления выходили на свободу под видом людей, отбывавших срок за малозначительные проступки, пришел конец.
Испытав душевный подъем от своего открытия, Хершель пожелал представить его действенность в Англии. И предложил свои услуги в деле о миллионном наследстве лорда Джеймса Тычберна.
Этот процесс продолжался без малого 30 лет и получил большую известность из-за того, что некий наглый и толстый мошенник из Австралии по фамилии Кастро выдал себя за пропавшего единственного сына лорда Джеймса. Он сумел обмануть подслеповатую мать Тычберна и ввести в заблуждение ее родственников, врачей и адвокатов. Понадобилось несколько лет и огромные судебные издержки, чтобы разоблачить мошенника.
Хершель же утверждал, что благодаря его методике Кастро можно было вывести на чистую воду, как два пальца… Однако в ответ на его письмо генеральный директор тюрем Англии порекомендовал Вильяму подлечить здоровье и особенно обратить внимание на голову. Ответ поверг Хершеля в уныние и на несколько лет отбил у него всякое желание лезть куда либо со своим открытием.
В конце концов, правда восторжествовала. Открытие Хершеля получило дорогу и вскоре распространилось по всему миру. А в самой Англии дактилоскопия обрела просто грандиозные масштабы. Например, в после убийства в мае 1948 года 4-летней Джунн Энн Девни, полиция приняла беспрецедентное для мировой криминалистики решение – дактилоскопировать все население города Блэкберна, в котором произошло преступление.
Девочка была похищена в ночь на 15 мая из детского отделения больницы Куин-парк-госпиталя, куда она попала с воспалением легких. Вскоре ее изуродованное тело было обнаружено в окрестностях госпиталя. Выяснилось, что преступник сначала ее изнасиловал, а потом взял за ноги и размозжил ей голову ударом о каменный забор. Весь Блэкберн пребывал в ужасе, подобного зверства в этом городе еще не видели. При детальном осмотре госпиталя под кроватью, на которой лежала Джунн, обнаружили бутылку с дистиллированной водой, на которой преступник оставил свои отпечатки пальцев.
Несколько месяцев полицейские «откатывали пальчики» у всех мужчин города, старше 16 лет. Было дактилоскопировано 45 тысяч человек, практически все мужское население города. Но результата это не принесло. Сыщики были близки к отчаянию. Их титанический труд шел прахом. Оставались неохваченными дактилоскопией всего несколько сотен мужчин из числа получавших продуктовые карточки. И полиция отправилась в последний обход, чтобы проверить их. Одним из последних адресов обхода для констебля Кэлверта стал дом № 31 по Бирлей-стрит, где он снял отпечатки пальцев у сына хозяйки дома – 22 летнего Питера Гриффита.
И наконец, удача улыбнулась полицейским. Отпечатки Питера совпали с отпечатками, оставленными на бутылке. Да к тому выяснилось, что он одно время лечился от психического расстройства в Куин-парк-госпитале. Вскоре, Гриффит сознался, что всегда боялся женщин, а потому в качестве жертвы избрал беззащитного ребенка.
Отпечатки пальцев |
Англичане изобрели дактилоскопию, а американцы всячески пытались ее обмануть. Когда у членов знаменитой банды Ма Баркер стала гореть земля под ногами, они решили залечь на дно, сменить внешность и отпечатки пальцев. Хирург Джозеф Моран в антисанитарных условиях без какой-либо анестезии срезал кожу с кончиков пальцев гангстерам Карпису и Фрэду Баркеру. При операции те благим матом орали от боли, а потом еще 4 недели приходили в себя. Все это время Ма Баркер на конспиративной квартире облегчала их страдания морфием. Но едва гангстеры сняли повязки, как убедились, что все их старания оказались напрасны. На заживленной ткани заново появились прежние папиллярные линии. Доктор Моран был бессилен против природы, но жестоко поплатился за это. Гангстеры подпоили его, потом отвезли к озеру Мичиган и там утопили.
Когда доктора Уильям Лезер и Говард Кэсседи в 1934 году делали подпольную операцию по удалению папиллярных линий на пальцах другому известному гангстеру Джону Диллинджеру, они уже боялись вызвать его неудовольствие и осторожничали. А потому обошлись без хирургической операции, просто вытравили Диллинджеру кончики пальцев кислотой. Однако когда 22 июля 1934 г. агенты ФБР застрелили Диллинджера, то было установлено, что кислота не помогла - папиллярные линии на руках Джона вновь проступили. Так было добыто еще одно доказательство того, что неповторимые узоры на руках человека являются его «неизгладимой печатью».
В России дактилоскопия применяется в криминалистике давно и успешно. Любопытная история произошла в январе 1917 года в Харькове, где был ограблен банк Общества взаимного кредита приказчиков. Преступники проникли в банк ночью, они взломали толстенный сейф и похитили из него огромную сумму по тем временам - два с половиной миллиона рублей.
Было очевидно, что действовали высокопрофессиональные «медвежатники», которые явно постарались не оставлять следов и работали в перчатках. Однако эксперты обнаружили на стенке сейфа неясный отпечаток пальца. Кто-то из грабителей при взломе хранилища разодрал перчатку об острый металлический заусенец и оставил сыщикам зацепку. Которой они успешно воспользовались. Вскоре по картотеке было установлено, что «пальчик» принадлежит уголовному рецидивисту Буйвину. Его задержали и сумели «расколоть», благодаря чему вышли и на других членов шайки. Так, из-за одного маленького отпечатка пальца удалось задержать 33-х (!) участников ограбления и их главаря – матерого медвежатника рецидивиста Шевчика.
В середине 1950-х годов в Москве поиздеваться над милицией решил один домушник. На память о своем преступлении он специально стал оставлять на видном месте в обворованных квартирах отпечаток пальца, на котором вместо традиционных папиллярных узоров прорисовывался глаз. Ловили этого домушника долго. Лет десять. Но, наконец, поймали. И он рассказал, что перед тем как оставить на месте преступления свой фирменный след, сильно прижимал к пальцу брелок в виде глаза. И пока на руке оставались следы от нажима, ставил печать «глазастым» пальцем.
После вала преступлений, обрушившегося на Россию в последние годы, периодически всплывал вопрос о всеобщей дактилоскопии. Правда, пока до этого не дошло. Как не дошло до принудительной дактилоскопии в рамках отдельно взятого города при раскрытии того или иного преступления. А такие предложения были при поисках в Свердловской области Новоуральского маньяка и Красноуфимской маньячки. Но их отловили и без этого.
Немає коментарів:
Дописати коментар