понеділок, 5 червня 2017 р.

Семейство Медичи Ростовщики и отравители

Семейство Медичи

Ростовщики и отравители

Великие сыны Древнего Рима прославились благородством, воинской доблестью и искусством речей. Они сделали Римскую империю самой большой и мощной державой древнего мира. Но ничто не вечно под луной. Империя рухнула, расколовшись на множество мелких осколков. В Средние века на «Аппенинском сапожке» уместилось больше десятка княжеств, герцогств и маркграфств, которые не только соперничали друг с другом, но и сами непрестанно «бурлили» в пределах своих границ. Нация, некогда славившаяся своими воинами, переродилась. Вместо благородных патрициев новой знатью стали ростовщики и торговцы, поднаторевшие в искусстве интриг и убийств из-за угла.
 
Ярким образчиком этой новой знати стало семейство Медичи, которое много лет правило Флоренцией и прославилось под прозвищем «клан отравителей».
Семейство торговцев и ростовщиков Медичи происходило из Муджелло – долины в предместьях Флоренции. Разбогатев, Медичи в XII веке переселились в город. А восхождение по политической лестнице этого семейства началось после того как оно заложило под него финансовую основу. Во второй половине XIV века Вьери ди Камбио создал банковскую контору, которая вскоре стала одной из крупнейших во Флоренции. Ди Камбио собрал под своим крылом членов семейства, которых ставил на руководящие должности в отделениях банковской конторы. Еще больше благосостояние семьи упрочил Джованни ди Биччи, у него были две банковские конторы в Риме, по одной в Венеции, Неаполе, Пизе, Милане, Женеве, Лионе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне; два завода по выпуску шерстяных и шелковых тканей. Так что своему сыну Козимо ему было, что оставить. И тот папино наследство не промотал, а еще более приумножил, став самым богатым человеком в Европе. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция.
В 1433 году Флоренцией руководила сеньория, составленная сплошь из аристократов, которым очень не нравилось растущее влияние ростовщика в городе. Козимо был обвинен в подстрекательстве народа к мятежу, чтобы сделаться правителем Флоренции, и брошен в тюрьму. Уже тогда в политической борьбе в Италии одним из важнейших инструментов были яды. А потому Козимо первые четыре дня, проведенные в неволе, ограничивал свой рацион только хлебом с водой. Начальник тюрьмы Федериго Милавольти сжалился над узником и предложил разделять вместе с еду. Совместные обеды сблизили заключенного и тюремщика. При содействии Милавольти банкиру удалось из темницы подкупить нужных людей. В результате вместо смертной казни его приговорили к 10-летнему изгнанию из Флорентийской республики. Но со своими деньгами Козимо мог припеваючи жить где угодно. И благодаря богатству он уже через год триумфально вернулся во Флоренцию. Формально Козимо занимал положение рядового гражданина, но фактически управлял республикой через своих людей в правительстве. Деньги успешно решали и вопросы устранения политических противников. Когда во Флоренции начала формироваться враждебная ему партия из армейских командиров, он фактически обезглавил ее, устранив кондотьера Бальдаччо, считавшегося самым храбрым человеком в Италии. Козимо сплел искусную интригу, натравив на Бальдаччо, прилюдно униженного кондотьером Орландини. А тот нанял убийц, расправившихся с безоружным Бальдаччо и демонстративно выбросивших его труп из окна дворца.
В последующем представители олигархического семейства Медичи уже официально правили Флоренцией, становились римскими папами и членами королевских домов Франции, но при этом получили репутацию специалистов по ядам.
Наиболее ярким представителем клана Медичи стал внук Козимо - Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозванный «Лоренцо Великолепный». 26 апреля 1478 года в Санта Мариа дель Фиоре во время богослужения заговорщики из числа богатых флорентийских граждан, возглавляемых Франческо Пацци и родственником папы, архиепископом Франческо Сальвиати, напали на братьев Медичи, Джулиано и Лоренцо, с кинжалами в руках. Легко раненому Лоренцо удалось спастись в ризнице, Джулиано пал от первого же удара. Однако попытка свергнуть власть Медичи не удалась. Заговорщики были повешены на окнах Палаццо Веккио. Один из них, Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и после долгих скитаний прибыл в Константинополь. Однако султан выдал его, он был привезен в цепях во Флоренцию и повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 года.
Лоренцо ди Пьеро де Медичи
 
В гневе за казнь родственника, папа конфисковал все имущество Медичи, на которое смог наложить руку, закрыл в Риме концессии банка Медичи, отлучил от церкви Лоренцо и все правительство Флоренции, и наконец, наложил отлучение на весь город. Но, в конце концов, Лоренцо путем дипломатии сгладил ситуацию.
Лоренцо Великолепный прославился как покровитель искусств. Но и он был человеком не без греха. Существует версия, что Лоренцо отравил известного итальянского мыслителя Джованни Пико делла Мирандола, который жил у него при дворе.

А кто-то из семейства Медичи был и вовсе несимпатичной личностью, как например первый герцог Флоренции Алессандро де Медичи.
Официально он считался сыном герцога Лоренцо II, а на самом деле был незаконнорожденным сыном Папы Римского Климента VII. С детства он отличался жестоким и деспотичным нравом, был злопамятен. В 1529 году стало очевидным поражение республиканского мятежа флорентийцев против Папы и его союзника императора Карла V Габсбурга. Поскольку первым кандидатом на герцогство был троюродный брат Алессандро Ипполито (племянник покойного Папы Льва X), Климент VII сделал его кардиналом и послал с поручением подальше от Италии. В начале следующего года Флоренция была взята и вручена девятнадцатилетнему Алессандро, который в 1532 году принял титул «великого и вечного герцога». Выбрав себе в фавориты пятиюродного брата Лоренцино, прозванного «плохой Лоренцино», он проявил всю свою жадность и жестокость. Сотни приверженцев республики без суда и следствия подверглись страшным пыткам и казням. Алессандро и Лоренцино постоянно устраивали оргии, отличавшиеся необузданным развратом, шатались по притонам и публичным домам; вламывались в частные жилища, убивали мужчин и насиловали женщин, даже самых знатных. Подобным насилиям не раз подвергались и женские монастыри. Смерть буквально гуляла по Флоренции, грозя в любой момент обрушиться на очередную жертву. Даже знаменитый Микеланджело не стал искушать судьбу и при первой же возможности переехал в Рим.
Климент VII смотрел на происходящее во Флоренции сквозь пальцы и только после его кончины в 1534 году флорентийцы решили обратиться за помощью к Карлу V, послав к нему в Тунис Ипполито. Алессандро, давно замышлявший разделаться с потенциальным претендентом, отправил ему в след Джованни Андреа. Последний настиг его в самом Тунисе и отравил.
Однако вскоре и самого Алессандро настигла смерть. Вечером, 5 января 1537 года Лоренцино заманил брата-герцога на свидание к своей сестре, прекрасной вдове Лодомии. А когда после бурных возлияний Алессандро задремал, Лоренцино впустил наемного убийцу Скоронконколо. Проснувшийся Алессандро отчаянно защищался, но, в конце концов, его сбили с ног и нанесли несколько десятков смертельных ударов клинком и кинжалами. Тело герцога завернули в ковер и тайно похоронили на кладбище Сан Лоренцо.
В обращении, опубликованном позже, Лоренцино объявил, что убил герцога на благо республики. Но Флоренция досталась не ему, а его троюродному брату Козимо II. Через некоторое время Лоренцино бежал в Венецию, где в 1548 году был убит.
Легенды об умении семейства Медичи управляться с ядами широко известны. Например, есть версия, что кардинал Фернандо де Медичи с помощью яда отправил в мир иной брата - Великого Герцога Франческо де Медичи и его супругу Бьянку Капелло.
Но больше всех умением обращаться с ядами прославилась Екатерина Медичи, супруга французского короля и мать трех французских монархов. Неугодные ей люди странным образом то и дело отправлялись к праотцам. Сначала в 1536 году старший брат ее мужа неосторожно выпил ледяной воды и ушел в мир иной, освободив дорогу к трону супругу Екатерины. Но самая большая тень на репутации королевы Франции легла, когда королева Наварры Жанна д'Альбре в 1572 году приехала в Париж на свадьбу своего сына с дочерью Екатерины Медичи и скоропостижно скончалась. Говорят, перед этим она померила пропитанные ядом итальянские перчатки.

Немає коментарів:

Дописати коментар