понеділок, 10 квітня 2017 р.

Украина сделала то, на что Россия просто не способна - Александр Тверской

Украина сделала то, на что Россия просто не способна - Александр Тверской

70тЧитати українською
Александр Тверской - один из самых популярных (и при этом самых молодых) оппозиционных российских блогеров, поддерживающих Украину. Собственно, он занимает на 100% проукраинскую позицию - в отличие, например, от многих российских оппозиционных политиков, которые считают, что вопрос Крыма слишком сложен, чтобы можно было "вот так просто вернуть целый полуостров". Самые трогательные посты Тверского посвящены памяти украинских воинов, погибших в АТО. 
"Обозреватель" поговорил с Александром Тверским о жизни оппозиционного журналиста в РФ, о трудном "украинском вопросе" для российских либералов и о том, несет ли каждый россиянин ответственность за преступления путинской власти. 
Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Каким образом сложились ваши убеждения? Как получилось, что вы стали оппозиционным журналистом?
Мне 26 лет, я москвич – родился и живу по сей день в Москве. Многие по-прежнему сомневаются в моём реальном существовании. Параноики и конспирологи не дремлют. То я сотрудник Госдепартамента, то мне платит СБУ (где деньги, Зин?), то всё дело в еврейском заговоре (где я, естественно, занимаю не последнее место), то - это самое дикое и обидное - я работаю на КГБ. Это лучший способ дискредитировать любого оппозиционного деятеля. Пробовали. Не получилось. Адекватных людей среди моей аудитории оказалось большинство.
Точкой отсчёта моей журналистской и публицистической деятельности стала Революция Достоинства в Украине. Тогда у меня возник первый и самый мощный когнитивный диссонанс. Я понимал, что украинский народ вышел отстаивать своё право на свободу, что люди больше не могли терпеть воровскую власть Януковича, что на Майдане происходит акт великого гражданского неповиновения. Но в то же время, секунда в секунду, в Останкино заработала самая страшная машина пропаганды за всю историю человечества. Без пробуксовки, катком из лжи она двинулась по мозгам всех россиян без исключения.
И кому было верить? Разуму или телевизору? Разум возобладал, но первый месяц было очень непросто сопротивляться телевизионному спруту. Мне тогда было 23 года. Большинство россиян всё-таки закатало подчистую.
Начав разбираться в происходящем, я понял, что агрессия России против Украины готовилась много лет. Если заглянуть в историю, станет ясно, что имперская, колониальная политика по отношению к Украине и украинскому народу никогда не прекращалась, а отношение к украинцам всегда было сверху вниз, высокомерно-снисходительное. Этот исконный шовинизм по отношению к Украине и к другим странам всегда был частью менталитета среднестатистического россиянина.
Окончательно же мои убеждения сложились 27 февраля 2014 года, когда российский спецназ начал захватывать органы власти в Крыму. Помню своё глубокое потрясение – как такое вообще возможно? Средь бела дня захватывать чужую территорию, под камерами, нагло и жестоко. Не укладывалось в голове.
Уложилось довольно скоро. И я абсолютно чётко встал на сторону независимой Украины и буду оставаться на её стороне уже всегда, хотя бы из-за одного факта - Майдана. С тех пор я начал писать в Фейсбуке на эти темы. Сначала просто для узкого круга друзей (их было человек 20), потом люди стали подписываться на меня, и так вышло, что сегодня в совокупности меня читает около 50 тысяч человек. Резюмируя: я обычный человек, который стал высказывать свою гражданскую позицию и научился делать это так, чтобы меня слушали и слышали. В темноте всегда свет ярче, ведь так? И теперь это стало моей основной деятельностью - правдивое освещение событий в мире, в России и, в частности, украино-российского конфликта, и обличение преступлений российской власти.
Вы действительно до сих пор живете в России? Ваши посты в соцсетях и статьи – настолько острые, что непонятно, как вы можете оставаться в безопасности на родине. Думаете ли вы об эмиграции?
Да, как уже сказал, живу в России. Но не ассоциирую себя с этой страной и не чувствую никакой сопричастности к людям, которые здесь проживают. У меня другой менталитет, другое мироощущение, другие взгляды на устройство окружающего мира, другие мысли и чувства в принципе. Мы не выбираем место рождения, как минимум поэтому я ничего и никому здесь не должен. Это ко всем разговорам про патриотизм.
Чтобы уважать место, в котором родился, нужно, чтобы это место-государство заслужило моё уважение. Это не я для государства, а государство для меня. Россия же заслуживает исключительно презрение в глазах любого здорового человека. По делам сужу, как по внутренним, так и по внешним. Особенно по внешним.
С оппозиционным политиком Романов Ковалевым
В безопасности здесь действительно никто себя чувствовать не может. Под ударом находятся не только инакомыслящие, но и ярые приверженцы режима. Режим перемалывает всех. Иногда в случайном порядке, иногда показательно ломая. Это отличительная черта любой тоталитарной системы, которая настроена только на две вещи – на самосохранение и репрессии. На самосохранение через репрессии. В жернова может попасть каждый. И для этого не нужны осмысленные причины. Сам факт существования человека – уже достаточная для этого причина. Лично мне в какой-то степени повезло больше, чем остальным. У меня нет богатого бэкграунда, за который можно было бы зацепиться и посадить меня в тюрьму.
Пишу я только в Фейсбуке, за посты в котором в России пока не заводят уголовные дела. Тогда как ВКонтакте и "Живой Журнал" - это большие социальные расстрельные списки, мешки с людьми, куда периодически суют свои лапы сотрудники с Лубянки, вытаскивают кого-нибудь наугад за волосы и швыряют за решетку.
Но я прекрасно осознаю, что и ко мне в любой момент могут постучаться в дверь. Гайки закручиваются, и полицаи уже почти не обращают внимание на закон. В скором времени обоснования для ареста вообще не будут нужны. Всё к этому идёт.
Да, ещё я периодически выхожу на митинги и пикеты, но не так часто, и мне пока везёт. Об эмиграции я не просто думаю, я знаю, что она состоится. Рано или поздно. Эта страна без перспектив, и протест здесь имеет только одну цель: я делаю то, что я делаю, потому что это диктует моя совесть, я не могу иначе. Но изменить здесь ничего нельзя. Последний шанс был в 90-е годы. И десяти лет не прошло, как народ с рабским менталитетом отказался от своих свобод и покорно лёг под очередного царька-тирана. Больше шансов уже не будет. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Этот народ в который раз доказал сам себе – ни на что он не годен. Не годен, так не годен. Мир большой и Россией, как бы ей ни хотелось этого, он не заканчивается.
Приходилось ли вам лично сталкиваться с российской машиной подавления? Как сказываются ваши убеждения на вашей повседневной жизни?
Лично не приходилось, но вокруг постоянно это вижу. Политические репрессии: посадки за репосты, за пикеты, за собрания на улице, преследования людей, увольнения с работы, выживание из страны, остракизм, травля неугодных в СМИ, пытки в колониях, незаконные задержания на митингах, убийства журналистов и правозащитников и так далее. Только что прочитал новость, как московского учителя задержали за "призывы к беспорядкам". Вот это наша реальность.
Моя жизнь изменилась в том плане, что я потерял практически всех своих знакомых и друзей; отношения с большинством родственников стали поверхностными, "постольку-поскольку". Единственное исключение - мои родители, они меня полностью поддерживают.
А чем они занимаются?
Они врачи, и сейчас они готовятся к эмиграции. Наверное, я к ним тоже присоединюсь, но еще не сейчас.
Так вот, об отношениях с окружающими... Я смотрю на человека, и первое, что думаю: "Чей для него Крым?". Непросто находиться среди людей, которые поддерживают международных преступников, поражены шовинизмом и ксенофобией, для которых "хорошо" и "плохо" перевернуты местами. Мир – война. Правда – ложь. Они живут в совершенно чуждой мне системе ценностей, в параллельном мире, где "великая Россия всех сейчас завоюет и победит, а те, кто думают иначе – враги народа и вообще мы живем в самой лучшей стране на свете".
Главный маркер для меня – это отношение человека к украинскому вопросу. Чей Крым? Кто воюет на Донбассе? Украинский народ – братский? Ответы говорят и о моральных качествах, и об отношении собеседника к международному праву, да вообще полностью характеризуют человека.
Немногим лучше, даже во многом хуже люди, которые не имеют своего мнения, не лезут в политику и предпочитают думать, что за них всё решают правительства, а их хата с краю. Это молчание не просто инфантильно, а преступно сегодня. В минуты великих потрясений именно эти люди являются главными виновниками. Именно они не выходят против войны, не выходят против репрессий, не хотят ничего знать, слышать, думать, пускают на самотёк свою судьбу, и как следствие - судьбу всей страны. Что тоже является чертой русского менталитета – безответственность, гражданская пассивность, неспособность иметь собственное мнение. Вот это "я не лезу – меня не трогают, меньше знаешь – крепче спишь". Вспоминаются пророческие слова Мартина Немёллера, немецкого протестансткого богослова: "Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать".
Слева направо: Роман Ковалев, Андрей Зубов, Михаил Касьянов, Александр Тверской
Я заметила, что некоторые проукраински настроенные оппозиционеры как-то связаны с Украиной. Но вы, судя по всему, никакого отношения к Украине не имеете. Как получилось, что вы занимаете такую жесткую проукраинскую позицию?
Моя позиция действительно не связана никак с украинскими корнями. Хотя какие-то корни из Киева всё-таки у меня есть, там жили мои дальние родственники. Моя позиция - человеческая и основана на четырёх очевидных фактах.
Первое - Майдан. Свершившийся факт, доказавший, что украинцы и россияне – это не просто два разных народа, а народы с принципиально отличным менталитетом. Советский Союз – это худшее, что было на этой планете за всю её историю, и избавление от его наследия с безоговорочным осуждением оного – главная задача для всех стран, где царил совок. Это был преступный, античеловечный режим, который искалечил не одно поколение, сделав людей окончательно невосприимчивыми к свободе, превратив их в моральных уродов с искривленными понятиями о справедливости, достоинстве, чести, в конце концов, с извращенными понятиями о нормальной человеческой жизни.
И то, что украинцы избавились от пут и кандалов советского уродства, проводят политику декоммунизации и признали этот режим преступным, встали на западный путь развития, к которому всегда тяготели, – этот факт для меня является определяющим в моем отношении к Украине. Россия на такое неспособна. В России Майдан невозможен. Разница очевидна. За эту несгибаемую волю украинского народа, за проявленную пассионарность и мужество, за взыгравшее чувство справедливости и смелость отстоять это чувство ценою своей жизни, я очень уважаю украинцев и потому занимаю проукраинскую позицию.
Второй факт – это аннексия Крыма. Государство, гражданином которого я, по несчастью, являюсь, захватила часть территории чужого государства. И не просто захватило. Оккупация Крыма сопровождалась кровью, там и поныне творятся репрессии, подавления свобод, преследования крымских татар, проводится вероломная политика деукраинизации.
Третий факт - война на Донбассе. Больше 10 000 убитых украинцев за три года. Это самые скромные подсчёты, я думаю, что в реальности цифра перевалила уже за 20 тысяч. Как можно оставаться безучастным, когда идёт война? И как можно не возненавидеть тех, кто её начал? Я всецело на стороне Украины, которая уже третий год подряд хоронит своих ребят и живёт в постоянном стрессе. Я преклоняюсь перед мужеством украинского народа, перед их стойкостью и выдержкой. За Украиной правда, она защищается – и я на её стороне. Не украинцы пришли на чужие земли с оружием, не украинцы хотят, чтобы Украина была везде, не украинцы считают себя избранной нацией, которая стоит выше всех остальных. Поэтому только Украина. Только победа.
И, наконец, четвертый факт - ложь и пропаганда, которая ежедневно льётся изо всех щелей в адрес Украины. Я не буду перечислять всего маразма и абсурда – от распятых мальчиков до отбирания хлеба у голубей, от фашистов в Киеве до ежегодного замерзания без газа. Я противостою этому потоку гнусной, подлой лжи, как могу и умею.
Отдельным пунктом идёт нагнетание военной истерии с главных каналов страны, призывы к войне, к бомбёжкам, к захватам Киева, безостановочные попытки унизить президента Украины и её народ, насмешки, оскорбления – всё это нон-стопом, 24/7, уже третий год. Любой человек, который в таких условиях не встанет на сторону Украины, для меня является подлецом и пособником оккупантов. Украина не виновата, что Путин сидит в Кремле и путинский народ его поддерживает. Любой порядочный человек должен встать на сторону тех, кто не виноват, на сторону тех, на кого напали.
Что вы думаете об известном высказывании, которое часто цитируют в сети, приписывая украинскому политику начала ХХ века Владимиру Винниченко: "Российский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос"? Действительно ли это так?
Это абсолютно справедливое высказывание, находящее своё подтверждение в неясном блеянии многих сегодняшних либералов, которые не могут называть вещи своими именами. Не любить Путина - легко, а вот вытравить из себя имперский комплекс, советский менталитет – практически невозможно. Каким бы благообразным, интеллектуальным и интеллигентным не был российский либерал, но если копнуть поглубже, то он мягко, вежливо и очень аргументированно объяснит, почему украинцы – это младшие братья, Крым останется в России навсегда, а война на Донбассе – это обоюдная вина Украины и России.
Я постоянно критикую наших внесистемных либералов за пластилиновость их мыслей по отношению к Украине и боязнь однозначных формулировок. И меня совершенно не интересуют их отговорки и обоснования. Международное право превыше всего. Краденое надо возвращать. Виноват тот, кто напал. Если эти аксиомы требуют каких-то дополнительных трактовок и обоснований, то передо мной стоит уже не либерал – а обычный винтик режима, только в профиль. Они спотыкаются на украинском вопросе, падают, но при этом требуют, чтобы их уважали, потому что они против Путина. Жалко всё это и беспомощно выглядит.
Вы часто пишете посты в память о погибших украинских воинах. Что заставляет вас это делать?
Во-первых, это боль за каждую конкретную оборванную жизнь. Это чувство глубокого сопереживания и в какой-то степени своей вины, хотя я делаю, что могу. Во-вторых, я пытаюсь достучаться до людей, донести до них весь ужас войны, чтобы она не становилась чем-то повседневным и привычным, чтобы люди прочувствовали всю трагедию, историческую катастрофу, которая уже третий год творится в Украине.
Ни в коем случае нельзя замыливать эти ощущения или прятаться от них. Я пытаюсь донести до читателей, что нет ничего более важного и значимого, чем ценность отдельно взятой человеческой жизни. И указать – кто виноват в том, что гибнут украинцы, кто виноват в том, что практически в каждом городе Украины теперь есть улицы, названные в честь павших героев Украины. А виновата в этом Россия.
В ближайшее время читайте в "Обозревателе" вторую часть интервью с Александром Тверским. 
Все фото - страница Александра Тверского в Facebook.

Немає коментарів:

Дописати коментар