пʼятниця, 5 травня 2017 р.

Украинский арсенал: дроны

Украинский арсенал: дроны
Воздушная разведка в современной войне, несмотря на появление космических средств обнаружения, по прежнему не утратила своей актуальности. Особенно активно в конфликтах последнего времени применяется беспилотная авиация. Не обошло это веяние и войну на Донбассе, причем БПЛА активно использовались не только нашими силовыми структурами, но и боевиками, а в приграничных районах — российской армией.
К началу боевых действий в середине апреля 2014 года на вооружении ВСУ не было современных средств разведки с возможностью круглосуточной передачи информации в реальном масштабе времени.
После развала СССР Украине досталось два полка дистанционно пилотируемых летательных аппаратов — 379-й с ВР-2 «Стриж» (Староконстантинов) и 383-й с ВР-3 «Рейс» (Хмельницкий), а также три отдельные эскадрильи беспилотных средств разведки с ВР-2 «Стриж» (Харьков, Рауховка и Дашев).
ВР-2 «Стриж» на одном из полигонов, весна 2016 г.
К весне 2014 года все аппараты были собраны в 383-й Отдельный полк дистанционно-управляемых летательных аппаратов. При этом его вооружение было вне всякой критики — беспилотные машины советской разработки 70-х годов. Причем аппараты настолько древние, что основным источником фотоинформации является фотопленка (!), которая сбрасывается адресатам на парашюте. Кроме того, аппарат очень быстро пролетает над целью, поскольку создавался комплекс с расчетом на применение в зоне применения ядерного оружия.
Нельзя говорить, что какие-то попытки модернизировать парк беспилотников не предпринимались — в начале «нулевых» купили в Израиле целых два современных аппарата, однако один сразу разбили, а второй отправили на склад, так как обученный расчет просто уволился из разваливающейся армии.
Тем не менее, необходимость в развединформации была настолько большой, что с началом конфликта старые советские комплексы перебросили поближе к линии фронта и даже попытались использовать в боях. Ожидаемо это окончилось достаточно печально. Потерь у «Стрижей» не было, а вот, как минимум, два «Рейса» потеряли: один 1 августа 2014 года неподалеку от города Снежное, на территории, контролируемой сепаратистами, из-за технической неисправности совершил вынужденную посадку, второй — был сбит (или потерпел аварию по техническим причинам) 3 февраля 2015 года неподалеку от Ирмино в Луганской области.
Что касается личного состава, то двое военнослужащих полка (сержант Сергей Шмерецкий и капитан Владимир Глубоков) погибло 10 февраля 2015 года во время обстрела россиянами из РСЗО «Смерч» аэродрома города Краматорск.
Коммерческий квадрокоптер — самый распространенный беспилотник на фронте в первый период войны.
С целью исправления ситуации с середины мая 2014 года военные по собственной инициативе стали использовать коммерческие мини-БПЛА с оптическими и инфракрасными камерами, купленные (и зачастую и управляемые) волонтерами. По всей видимости, впервые такие аппараты появились над Славянском 15 мая. Эти системы в основном использовались для тактической разведки и корректировки боевой работы как ствольной, так и реактивной артиллерии.
Пионерами в массовом использовании беспилотной авиации стали добровольческие батальоны, которые меньше всего зависели от государственной системы закупок.
Первыми о появлении отряда беспилотной авиации заявили командиры «Донбасса», которые с помощью волонтеров смогли приобрести 6 БПЛА разных типов, в том числе и легкий аппарат отечественного производства «Фурия».
Обратили внимание на новую технику и в МВД: в августе 2015 года министр Аваков и командующий НГУ генерал Степан Полторак приняли решение о создании Оперативной эскадрильи беспилотных летательных аппаратов.
НГУ имеет на вооружении три типа БПЛА.
На сегодняшний день ситуация с принятием на вооружение беспилотников понемногу выравнивается, причем важную роль играют аппараты отечественного производства.
Первые частные компании по производству БПЛА появились в Украине в 2015 году. Их основали выходцы из авиамодельного спорта, предприниматели и волонтеры. Типичный пример — компания «Атлон авиа», которая ныне выпускает БПЛА «Фурия». Еще до войны на одном популярном украинском сайте, посвященном авиамоделированию, появилось описание проекта по созданию БПЛА. Создатель проекта — авиамоделист со стажем просто купил в США готовую авиамодель RVJET, установил автопилот, бытовую камеру и красиво упаковал. Этот проект и готовый БПЛА купили основатели «Атлон авиа», нашли инвестора, провели модернизацию (местами весьма глубокую) и в результате получили комплекс «Фурия». Первый аппарат с июня 2014 года летал в составе батальона «Донбасс», а к началу февраля 2016 года в ВСУ для опытной эксплуатации были поставлены пять комплексов (еще около десятка комплексов было куплено волонтерами). Это аппарат ближней разведки (дальность полета до 30 км от момента вылета до возвращения) с максимальной скоростью 130 км/ч на электрическом силовом агрегате. БПЛА оснащен дневной и ночной оптической системой наблюдений.
Разведывательный Fly Eye на фронте.
В тоже время на передовой по прежнему продолжают активно использовать коммерческие образцы дронов китайского производства, что приводит к огромным проблемам — так, по некоторым данным на весну 2017 года неофициально подразделения ВСУ, Госпогранслужбы используют около 30 (!) типов беспилотных летательных аппаратов. Наиболее распространенным является Skywalker X8, которых согласно официальным данным таможни по состоянию на ноябрь 2016 года в Украину ввезено аж 87 штук.
Есть и серьезные перспективные разработки, некоторые даже дошли до фронта. Например, легкий БПЛА «Patriot» RVO10 разработки киевской фирмы «EyeTech». Аппарат с возможностью управления камерой с помощью очков виртуальной реальности с октября 2014 года находится на фронте, где проходит всестороннюю «обкатку».
Есть проекты беспилотников дальнего действий и у такого гиганта авиастроения как «Антонов» — правда, на какой стадии проектирования они находятся, пока непонятно.
Летом 2016 года в рамках оказания военной помощи нелетальным вооружением из США для нужд армии были поставлены 72 мини-беспилотника Raven RQ-11B. С этими аппаратами связан и один из многочисленных скандалов.
Практически сразу против использования «американских подарков» на фронте резко выступил советник начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины Натан Хазин (один из основателей волонтерской организации «Аеророзвідка»). Его мотивация была достаточно простой — в аппаратах используется аналоговый канал управления, который легко гаситься российскими средствами РЭБ, которые есть в наличии у боевиков.
Дело в том, что хотя аппараты и состоят на вооружении армии США и используются множеством других стран, однако с 2009 года они имеют цифровой канал управления.
АС-1 «Фурия» в боевых порядках на Донбассе.
И если в ходе иракской или сирийской кампании повстанцы не располагают серьезными средствами радиоэлектронной войны и Raven показали себя достаточно эффективно, то с Донбассом история совсем другая.
С другой стороны эти мини-БПЛА в любом случае лучше и эффективнее, чем те коммерческие машины, которые есть на фронте. К тому же не надо забывать, что американские аппараты Украина получает от США бесплатно.
С весны 2016 года ведутся работы по разворачиванию лицензионного производства на мощностях «Черниговского завода радиоприборов» (ПАО «ЧеЗаРа») аппаратов нескольких типов польской частной компании WB Electronics S.A. С начала 2015 года производится крупноузловая сборка разведывательного БПЛА «Fly Eye». Уже в марте аппарат «засветился» в опытной эксплуатации на фронте.
А в апреле 2016 года во время показа современной техники был впервые показан ударный БПЛА — Warmate. По данным фирмы — разработчика этот миниатюрный БПЛА весом всего 4 кг с электродвигателем и складным крылом может нести боевую часть в 0,7 кг четырех видов: фугасного действия, кумулятивного (бронепробитие 100-120 мм), осколочного (524 готовых поражающих элемента) и зажигательный (температура горения 2000 градусов, радиус накрытия — 70 м2). При этом дальность полета аппарата составляет 10 км, время барражирования — до 30 минут, максимальная скорость — до 150 км/ч. Наведение — командное оператором с пульта управления.
Один из новых типов дронов на вооружении ВСУ.
С 1 июля 2016 года на заводе в Чернигове запущена как сборка этих аппаратов, так и производство боевых частей. Однако в строевые части, а тем более на фронт, комплексы не поставляются, а используются прежде всего для отработки тактики применения.
В декабре 2016 года во время испытаний новейшей технике на полигоне Гончаровское был продемонстрирован и еще один тип польского БПЛА — универсальный «Łoś» («Лось»).
Этот достаточно солидный аппарат (вес пустого 85 кг) длиной в 3,1 метра и размахом крыла в 6,4 кг может нести до 55 кг полезной нагрузки. Сердцем являются два поршневых двигателя, что резко повышает живучесть дрона — в случае отказа одного из них аппарат может вернуться на другом.
Радиус действия «Łoś» составляет 180 км, продолжительность полета — до 18 часов.
БПЛА «Łoś» может нести либо блок опто-электронной разведки либо подвесное вооружение польского производства — миниатюрные самонаводящиеся бомбы «Стинг» или 5-кг бомбы LARUS (дальность полета 850 метров при сбросе с высоты 3000 метров. Естественно, что никаких даннях о принятии его на вооружение на сегодняшний день нет.
Ударный Warmate на полигоне.
Таким образом, можно говорить о том, что война на Донбассе представляет собой уникальный полигон для испытания БПЛА-комплексов, способных работать в условиях противодействия со стороны современных систем ПВО и РЭБ российского производства. Украинские производители беспилотников получили шанс и возможность накопить уникальный опыт, создать новые технологии, недоступные тому же Израилю или США, а военные — отработать новую тактику противодействия «гибридной войне».
Известные потери беспилотников ВСУ за время войны на Донбассе:
1. 01.08.2014 Снежное ВР-3 «Рейс»
2. 03.02.3015 Ирмино (Луган.обл.) ВР-3 «Рейс»
3. 13.04.2015 Донецк коммерческий образец
4. 05.10.2015 Донецк коммерческий образец
5. 09.03.2016 Донецкая область коммерческий образец
6. 14.03.2016 Луганская область коммерческий образец
7. 24.04.2016 Луганская область коммерческий образец
8. 20.07.2016 Донецк коммерческий образец
9. 22.07.2016 Авдеевская промзона АС-1 «Фурия»
10. 04.09.2016 Донецкая область коммерческий образец
11. 05.10.2016 Донецкая область коммерческий образец
12. 08.10. 2016 Сокольники (Луган.обл) RQ-11B Raven
13. 02.12.2016 Донецк коммерческий образец
14. 15.12.2016 Макеевка Skywalker X8
15. 11.02.2017 Луганская область коммерческий образец
Тэги: дрон