Астафьев, Виктор Петрович
[править | править вики-текст]
Виктор Петрович Астафьев | ||||||
Почтовая марка Абхазии, посвящённая Астафьеву | ||||||
Дата рождения: | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | ||||||
Дата смерти: | ||||||
Место смерти: | ||||||
Гражданство (подданство): | ||||||
Род деятельности: | ||||||
Годы творчества: | ||||||
Направление: |
военная проза
| |||||
Жанр: | ||||||
Язык произведений: | ||||||
Дебют: |
«Гражданский человек» (рассказ, 1951)
| |||||
Премии: | ||||||
Награды: | ||||||
Произведения на сайте Lib.ru | ||||||
Произведения в Викитеке | ||||||
Файлы на Викискладе | ||||||
Цитаты в Викицитатнике |
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая[3] 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР — 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) — советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003).
Биография[править | править вики-текст]
Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева(1899—1967) и Лидии Ильиничны Потылициной(1900—1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом.
Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был контужен.
Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году), Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). Астафьев воспитывал также двух приёмных дочерей — Анастасию и Викторию.
С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение».
5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса[5].
Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.
Творчество[править | править вики-текст]
Важные темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз»[6].
Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.
По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал»[7].
Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.
Романы[править | править вики-текст]
- «До будущей весны» (1953)
- «Тают снега» (1958)
- «Прокляты и убиты» (1995)[8][9][10]
Повести[править | править вики-текст]
- «Перевал» (1958)
- «Стародуб» (1960)
- «Звездопад» (1960—1973)
- «Кража» (1966)
- «Где-то гремит война» (1967)
- «Последний поклон» (1968)
- «Слякотная осень» (1970)
- «Царь-рыба» (1976)[11]
- «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
- «Печальный детектив» (1987)
- «Так хочется жить» (1995)
- «Обертон» (1995—1996)
- «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
- «Весёлый солдат» (1998)
- «Васюткино озеро»
- «Фотография, на которой меня нет»(1968)
- «Стрижонок Скрип»
- «Зачем я убил коростеля?»
- «Бабушка с малиной»
- «Гуси в полынье»
Современная пастораль[править | править вики-текст]
- «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
- «Людочка» (1987)
- «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)
Пьесы[править | править вики-текст]
- «Прости меня» (1980)
Экранизации[править | править вики-текст]
- 1977 — «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров
- 1979 — «Таёжная повесть», реж. Владимир Фетин
- 1981 — «Звездопад», реж. Игорь Таланкин
- 1986 — «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
Автор сценария[править | править вики-текст]
- 1983 — «Дважды рождённый», реж. Аркадий Сиренко
- 1986 — «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
Немає коментарів:
Дописати коментар