пʼятниця, 26 травня 2017 р.

БМД Визель Wiesel на службе бундесвера.

Картинки по запросу БМД Визель Wiesel на службе бун

Боевая десантная машина «Визель» и «Визель-2» (Wiesel)


Германия одной из первых начала формирование воздушно-десантных войск и первой широко применила их в ходе боевых действий в 1940—1941 гг., но долго оставалась в стороне от «механизации» десантов. Здесь их рассматривали как легкую высокомобильную пехоту и ограничились разве что частичной «моторизацией» в виде полугусеничных мотоциклов, хотя планы десантирования танков и существовали. Начав в 1957 г. возрождение воздушно-десантных войск, в ФРГ сохранили прежний подход. В 1971 г. бундесвер принял концепцию более широкого использования десантов: в наступлении воздушно-десантные бригады должны были выбрасываться на глубину до 80—100 км в интересах армейских корпусов, в обороне служить аэромобильным резервом. Это требовало большей самостоятельности, маневренности, более тяжелого оружия, а значит — и собственных транспортных средств. В 1-ю воздушно-десантную дивизию (25,26 и 27 бригады) и десантные отряды 1-й горно-стрелковой дивизии стали поступать легкие автомобили «Крака640» компании «Фаун» (KRAKA — от Kraftkarren, что можно перевести как «моторная двуколка»). Этот неполноприводный автомобиль с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой (изначально создававшийся, кстати, как сельскохозяйственный мотоблок) кроме транспортных целей использовался для установки тяжелого вооружения — безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Тоу» или «Милан», автоматических пушек Rh202.

Но в это же время уже планировалось поступление на вооружение воздушно-десантных войск легких авиадесантируемых бронемашин. Существовали такие образцы, как американский авиадесантный танк М551 «Шеридан» или советская транспортно-боевая машина БМД. Немцы же решили создать малую бронемашину, прежде всего, в качестве носителя оружия для замены «Крака» (в качестве транспортных и специальных машин рассматривались новые полноприводные автомобили). Соответственно, от бронемашины требовались сочетание компактности при грузоподъемности не меньшей, чем у «Крака», достаточно высокой оперативной (транспортировка средними военно-транспортными самолетами и транспортными вертолетами, посадочное и парашютное десантирование) и тактической (скорость, проходимость, запас хода, приемистость, поворотливость) подвижности, минимально необходимой бронезащиты и простоты управления. Требования на такую машину были переданы фирме «Порше» в середине 1970 г. для разработки эскизного проекта.

Машина должна была служить носителем 20-мм автоматической пушки, ПТРК «Хот» (находившегося в процессе разработки) и 120-мм миномета с боекомплектом, при этом транспортироваться самолетами типа С-130 «Геркулес» и С-160 «Трансалл», вертолетами CH-53G, десантироваться на парашютной платформе, поэтому собственную массу машины ограничили 2,75 т, длину — 3,3 м, высоту по корпусу — 1,3 м. После рассмотрения эскизного проекта военные специалисты выдали уточненные тактико-техническое требования. В частности, массу уменьшили до 2,5т, в варианте самоходного ПТРК франко-западногерманскую систему «Хот» заменили на американскую «Тоу», экипаж увеличили до 3 человек. Транспортный вертолет CH-53G должен был перебрасывать две машины в грузовой кабине или одну на внешней подвеске. 5 июля 1973 г. командование сухопутных войск утвердило проект Waffentrager LL («авиадесантируемый носитель оружия», в дальнейшем будем использовать определение «боевая десантная машина», или БДМ) для вооружения воздушно-десантных бригад. В соответствии с традицией давать боевым машинам «хищные» имена, БДМ получила название «Визель» (Wiesel — «ласка»).


В проекте приняли участие пять западногерманских компаний — «Порше», «Фаун» (создатель автомобиля «Крака»), GST, IBH, «Рейнш-таль». «Фаун» занялась проектом колесной бронемашины, остальные — гусеничными. 18 апреля 1974 г. фирма «Порше» была объявлена генеральным подрядчиком по проекту.

9 октября 1975 г. «Порше» совместно с фирмой KUKA представила полноразмерный деревянный макет будущего варианта БДМ «Визель» с 20-мм автоматической пушкой. Еще в апреле 1975 г. определили размер будущего заказа — 270 машин (170 с ПТРК «Тоу» и 100 с 20-мм пушкой), впоследствии его могли довести до 500 (170 и 330 соответственно). Первую партию БДМ фирма должна была поставить в феврале 1977 — мае 1978 гг. Параллельно с зтим фирмы KUKAH «Техдок» начали подготовку комплекта руководств по эксплуатации и обслуживанию новой машины. А в октябре—ноябре 1977 г. 1-я школа технических войск в Аахеие и школа воздушно-десантных войск в Альтенштадте начали подготовку соответствующих учебных программ.

Однако, начиная с 1975 г. фирма «Порше» построила только шесть прототипов бронемашины массой около 2,5 т с экипажем 2—3 человека и коммерческим карбюраторным двигателем. Проблемы разработки машины, укладывающейся в столь жесткие ограничения, заставили смещать сроки завершения проекта.

Произошло своеобразное возрождение идеи танкетки, ведь и «классическая» танкетка — британская «Карден-Лойд» — когда-то выполнялась в вариантах разведывательной машины, носителя противотанкового и зенитного оружия. После Второй мировой войны к танкетке уже пытались вернугься. Например, во Франции в 1953—1958 гг. испытали 1,5-т бронированное гусеничное шасси VP-90 (кстати, с двигателем «Порше»), но не приняли его на вооружение.

Боевая десантная машина «Визель».

В 1978 г. Министерство обороны ФРГ по финансовым причинам расторгло договор с «Порше», и фирма передала права на доработку и производство новой машины компании «Крупп-Ма К».

К тому времени, видимо, еще не был окончательно сделан выбор между гусеничной и колесной БДМ (хотя еще на этапе эскизного проектирования оказалось, что колесная машина не укладывается в массогабаритные ограничения). Так, на выставке «Бронированные колесные и гусеничные машины», проведенной 3 сентября 1981 г. в Хаммельбурге, были показаны два прототипа гусеничной «Визель», но чуть позже «Даймлер-Бенц» представила свой прототип колесной БДМ (формулы 4x4). Тем не менее в марте 1983 г. было выдано задание на продолжение работ по гусеничной БДМ. Требования к машине продолжали уточнять.

В 1984 г. «Крупп-Ма К» представила на выставке вооружений в Афинах два прототипа машины с 20-мм пушкой и с ПТРК «Тоу» и объявила о планах ее доработки — в частности, о замене карбюраторного двигателя 2-литровым 5-цилиндровым дизелем «Фольксваген» с турбонаддувом.




Предлагалась разработка 20 вариантов, включая командно-штабную машину, самоходный ЗРК, миномет, огнемет, командирскую, связную и санитарную машины, а также транспортер на удлиненном шасси. В 1986 г. бундесвер испытал четыре усовершенствованных опытных образца с дизельным двигателем и автоматической трансмиссией вместо полуавтоматической. В процессе доработки менялись и детали конструкции, и внешний вид БДМ. В связи с новым силовым блоком и доработкой установки вооружения была приподнята крыша над двигателем, местом механика-водителя и крыша боевого отделения, выше переместились жалюзи на левом борту. Изменились скобы, расположение узлов крепления на системы десантирования, крышки люков, установка антенн. В ходовой части претерпели изменения ведущее колесо и упоры балансиров опорных катков. Решение о принятии «Визель» на вооружение было принято 5 июня 1987 г.

В 1988 г. с «Крупп-Ма К» был заключен контракт на поставку 312, а в конце того же года — еще 31 машины (всего 210 в варианте «Тоу» и 133 в варианте МК20 с автоматической пушкой). Общая стоимость заказа составила 208 млн. западногерманских марок.

Позже количество заказанных машин довели до 350, из них 210 с ПТРК «Тоу», а остальные с пушкой. Поставки «Визелей» в бундесвер рассчитывались с сентября 1989 г. по декабрь 1992 г.

«Визель» поспела к реорганизации воздушно-десантных войск бундесвера по программе «Структура-2000», и на эту маленькую машину возлагали большие надежды. Весной 1990 г. командир 1-й воздушно-десантной дивизии (вдд) генерал-майор Г. Бернхард заявил, что с «Визелем» аэромобильные силы будут способны защитить позиции на большем фронте и большую глубину. Играя роль прикрытия, аэромобильные части смогут противостоять механизированному противнику. «Визель» позволит блокирующим силам находиться ближе к противнику, наземная разведка не будет ограничена пешими патрулями». То есть действия воздушных десантов становились активнее и маневреннее в условиях предполагавшейся «борьбы с советскими бронированными армадами». 1 августа того же года 1-я ВДД получила первые две серийные БДМ «Визель». Еще ранее семь машин закупили США для испытаний в 9-й пехотной дивизии. Интерес к «Визелю» проявили также Норвегия, Греция, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. В результате БДМ прошла испытания в условиях пустыни, тропиков, в «арктических» условиях.

«Крупп-МаК Мапшиенбау» в г. Киле стала головным подрядчиком но производству «Визель», субподрядчиками— «Юнг-Югенталь» (корпус), «Фольксваген-Верке» (двигатель), «Цандрадфабрик Фридрихсхафен» [Т¥, трансмиссия), «Клоус», «Диль Ремшайд» Гусеницы), «Рейнметалл» (20-мм пушка), КиК-«Вертехник» (башня). В 1989 по 1992 г. для бундесвера было построено 345 машин «Визель» («Визель» А1).

Описание конструкции БДМ «Визель».
«Визель» имеет схему компоновки с передним расположением мо-торно-трансмиссионного отделения. Справа и чуть позади него находится место механика-водителя. В кормовой части размещается стрелок (он же — командир машины) или расчет ПТРК. Корпус машины сварен из листов катаной стальной брони и рассчитан на защиту от пуль стрелкового оружия калибра 7,62 мм и легких осколков артиллерийских снарядов и мин. Защищенность несколько повышается наклоном бронелистов, а также передним расположением двигателя, однако главной защитой машины является ее подвижность и малая заметность. Верхний лобовой лист установлен под большим углом наклона и загибается по краям, образуя лобовые скулы. В его левой части выполнен большой люк МТО с откидной крышкой, в которой имеется также небольшой овальный лючок. В правой части листа выполнен второй лючок для обслуживания трансмиссии. Борта корпуса с прямым и обратным наклоном напоминают немецкие бронемашины времен Второй мировой войны. Крыша корпуса приподнята в средней части, дабы размесить систему охлаждения двигателя и место механика-водителя. Для последнего в крыше сделан люк с откидной вверх-влево крышкой. В задней части, в зависимости от варианта машины, установлена одноместная башня с круглым люком или в крыше корпуса выполнен широкий люк с откидной вверх-назад крышкой.



В передней части корпуса слева установлен силовой блок, объединяющий двигатель, агрегаты трансмиссии, систему охлаждения и воздухоочиститель. Двигатель — 4-тактный рядный 5-цилиндровый дизель

«Фольксваген» с турбонаддувом. Объем двигателя составляет 1,986 л, диаметр цилиндров — 76 мм, ход поршня — 86 мм. Максимальная мощность (86л.с.) развивается при скорости вращения коленчатого вала 4500 об/мин, максимальное усилие — при 2750 об/мин. Жалюзи радиатора водяного охлаждения выполнены в крыше корпуса. Имеется предпусковой подогреватель. Выхлопная труба выводится с левого борта вдоль надгусеничной полки, снабжена глушителем и решетчатой сеткой, снижающими температуру (а значит, и тепловую сигнатуру) выхлопных газов. В корме машины установлен протектированный топливный бак емкостью 80 л, изготовленный из стеклопластика с прорезиненной тканью, обеспечивающей самозатягивание небольших пробоин. Наполнитель из полиуретановой пены предотвращает взрыв при пробитии бака пулей или осколком.

Трансмиссия Т¥ ЗНР22 включает автоматическую трехскоростную планетарную коробку передач с гидротрансформатором, двухступенчатый выходной редуктор, дифференциальный механизм поворота типа «Келтрек» с дисковыми тормозами и бортовые редукторы. Трансмиссия дает три скорости при движении вперед и две — назад и вместе с высокой (около 31 л.с./т) удельной мощностью двигателя обеспечивает высокую подвижность и приемистость. С места машина на ровной дороге за 5 с разгоняется до 32 км/ч, за 28 с — до 75 км/ч.

Остановочный ножной тормоз имеет гидравлический привод, стояночный ручной — механический. Опять же, как и в старых танкетках, в «Визеле» широко использованы агрегаты коммерческих машин. Управление движением с помощью полуштурвала немногим отличается от автомобильного, что ускоряет освоение машины экипажами. Быстроразъемные соединения трубопроводов и кабелей позволяют заменить силовой блок в полевых условиях за 15 мин.

Ходовая часть несколько необычна для современной бронетанковой техники. Прежде всего, ее отличает резиновая гусеница «Дилль-Кетте». Резиновая лента армирована стальным кордом (проволокой), воспринимающим тяговые усилия, внутрь ее завулканизированы стальные поперечины, определяющие шаг гусеницы. Внешняя поверхность трака разбита на квадраты для лучшего сцепления с грунтом.

Ранее сплошные резиновые гусеничные ленты подобной конструкции ограниченно использовались на легких транспортных машинах, делались попытки ставить их и на танкетки — американскую «Мармон-Хэрринг-тон» (1935 г.) и упомянутую французскую УР-90 (1953 г.).

Ходовая часть «Визеля» включает на борт три сдвоенных опорных катка и одинарный поддерживающий ролик. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску, вертикальный ход 170 мм, пружинные буферы рычагов. Направляющее колесо также подвешено на рычаге, для увеличения опорной поверхности опущено на землю — прием, популярный еще в 1930— 1940-е гт. Диаметром оно превосходит опорные катки и имеет вертикальный ход 150 мм. Для облегчения катки выполнены сиицованными и не обрезинены. На передних узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы.

Штампованное ведущее колесо — переднего расположения, зацепление гусеницы — за центральный гребень. Регулировка натяжения производится автоматически специальным механизмом. Длина опорной поверхности гусеницы составляет 1,83 м, ширина колеи — 1,62 м. Такое соотношение (1,13:1) обеспечивает высокую поворотливость, а низкое удельное давление — проходимость. Нормальный радиус поворота — 7,2 м, с применением стояночных тормозов — 4,7 м, при одной заторможенной гусенице поворот производится на месте. По скорости и запасу хода гусеничная бронемашина «Визель» превзошла небронированную колесную «Крака», и уж тем более превосходила ее по проходимости. Малая длина опорной поверхности уменьшает усилия на ленте при повороте и опасность ее скручивания и спадания. Резиновая гусеница облегчает ходовую часть, обеспечивает амортизацию опорным каткам, уменьшает шумность хода, не разрушает дорожное покрытие. Низкая стойкость к боевым повреждениям, видимо, не бралась в расчет, исходя из особенностей применения машины — в тылу противника и практически «одноразово». Надгусеничные полки дополнены с обоих концов штампованными крыльями и резиновыми грязеотбойниками.

Радиостанция БЕ!-системы БЕМ 80 (на линейных машинах установлено по одной такой радиостанции, на командирских — по две) работает на штыревые антенны, установленные в корме, при транспортировке они наклоняются вперед. Возможно оснащение БДМ «Визель» радиостанциями общей войсковой информационно-управляющей системы НЕЯСГЗ. Перед люком механика-водителя установлены три перископических смотровых блока, средний блок может заменяться прибором ночного видения. В передней части корпуса укреплены складные зеркала заднего вида. Впереди установлены фары, рядом с ними на надгусеничных полках - - габаритные фонари. Систем защиты от оружия массового поражения не предусмотрено. Ящики ЗИП, маскировочная сеть, буксирный трос и шанцевый инструмент крепятся на правой надгусеничной полке и верхнем лобовом листе. При десантировании и на марше башня или пусковая установка могут укрываться чехлом. Спереди и сзади корпуса имеются буксирные серьги, а по периметру корпуса — узлы крепления машины на средствах десантирования или в грузовой кабине.

Модификации.

Основные варианты БДМ различаются комплексом вооружения.

«Визель» МК20 А1 вооружена автоматической пушкой в одноместной башне Е6-Н-А1 фирмы КиКА с вынесенной установкой. На трех кронштейнах к башне крепятся пушка и две патронные коробки. Еще во время разработки «Визель» планировалось вооружить 25-мм пушкой Мк-25Е «Маузер», но она была отклонена бундесвером, и БДМ вооружили 20-мм Мк20 Яп202 «Рейнметалл», хорошо зарекомендовавшей себя на БМП «Мардер», БРМ «Луке» и в качестве зенитной. Пушка имеет автоматику с газовым двигателем (отвод пороховых газов) , двухстороннее ленточное; I штание, предназначена для борьбы с наземными и воздушными целями. Максимальный тем стрельбы — 1000 выстр./мин. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Подкалиберный бронебойный снаряд при начальной скорости 1300 м/с пробивает на дальности.




1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Боекомплект составляет 400 выстрелов, 160 из которых снаряжены в ленты и готовы к стрельбе. Изогнутые бронированные патронные коробки создают защиту артиллерийской части, подача патронов производится по гибким рукавам.

В левой коробке помещается лента на 60 патронов с бронебойным снарядом, в правой — на 100 патронов с осколочным снарядом. Еще 230 (по другим данным — 240) патронов размещены в укладках в кормовой части корпуса. Угол горизонтального поворота башни — по 110° в обе стороны, угол возвышения установки 1-45°, склонения 10ь. Для наведения служит перископический прицел с переменной кратностью увеличения и независимой стабилизацией поля зрения, имеется лазерный дальномер. Предусмотрена установка ночного бесподсветного прицела. Для обучения может использоваться лазерный имитатор стрельбы ВТ-46 SAAB шведского производства.

Уже в 1997 г. «Маузер-Верке» предложила перевооружить «Визель» своей 30-мм автоматической пушкой RMK30 под телескопический патрон, но это предложение осталось нереализованным.

«Визель» TOW А1 вооружается ПТРК «Тоу» американской фирмы «Хьоз Эйркрафт». Пусковая труба с прицелом и аппаратурой управления крепятся на поворотным основании с углом поворота по горизонтали по 45е в обе стороны, углами возвышения и склонения — по 10". Минимальная дальность стрельбы — 65 м, максимальная — 3750 м, наведение ПТУР -полуавтоматическое с передачей команд по проводам. Для крепления пусковой 1рубы по-походному служит откидная опора. Открытая вынесенная установка ПТРК позволила разместить в кормовой части расчет из двух человек, которые при стрельбе должны высовываться из люка. Впереди люка установлены смотровые блоки. В корме размещается также боекомплект из семи ПТУР в транспортно-пусковых контейнерах (две из них готовы к немедленному заряжанию после выстрела находящейся в ПУ): считается, что после пуска двух ПТУР самоходный ПТРК должен сменить позицию. Могут применяться ПТУР BGM-71C с броиепробиваемостью 600 мм или BGM-71Е с тандемной боевой частью и эквивалентной броиепробиваемостью 700 мм. Возможно применение ПТУР BGM-71F, поражающей цель сверху. На ПУ может ставиться тепловизионный прицел AN/TAS-4. Позднее на «Визель» TOW установили пусковую установку с новым прицелом, рассчитанную на применение ПТУР BGM-71D с калибром БЧ 152 мм или BGM-71E (ПТРК «Тоу-2» и «Тоу-2А», предназначенные для борьбы с советскими танками Т-72 и Т-80 с динамической защитой).

Возможно десантирование БДМ парашютным способом (на 4-тонной модульной парашютной платформе), однако предпочтение отдали посадочному десантированию с самолетов при высадке оперативного десанта или вертолетом при тактическом десанте. Транспортный «Боинг-747» вмещает 24 машины, С-5А «Гэлэкси» — 30, С-141А «Старлифтер» — шесть, средний военно-транспортный С-160 «Трансалл» (штатный в ВВС ФРГ) — четыре, С-130 «Геркулес» — три. Для загрузки «Визеля» на платформе используется аэродромный погрузчик. Штатный средний транспортный вертолет бундесвера CH-53G перевозит две БДМ «Визель» в грузовой кабине или одну машину на внешней подвеске, таковы же возможности вертолета СН-47 «Чинук». Вертолеты 14-60А «Блэк Хок» или «Супер Пума» могут доставлять одну БДМ «Визель» на внешней подвеске. «Крупп-МаК» предлагала для «Визеля» съемный «комплект плавучести», но в заказ, данный фирме бундесвером, он не вошел.

Бундесвер также принял на вооружение самоходную РЛС наземной разведки RATAC-SHa шасси «Визель» для разведбатальонов и взводов артиллерийской разведки. РЛС разработана фирмой «Стандарт Электроник Лоренц» совместно с французской «Томсон» и относится к импульсно-доплеровским диапазона частот 9,4—9,6 ГГц. Антенна и приемо-передающее устройство смонтированы на подъемной стреле (высота подъема до 12 м), цифровая система обработки сигнала и консоль с дисплеем — внутри корпуса. Станция используется для обнаружения и сопровождения целей в автоматическом или ручном режиме с отображением траектории на дисплее. Дальность обнаружения наземных и низколетящих целей — до 35—40 км (при расположении антенны на возвышении), точность определения координат —до 10 м.

Разработан также ряд других вариантов машины, оставшихся опытными. Одним из них была легкая боевая разведывательная машина со спаренной установкой 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов в одноместной многогранной башне SAMM ВТМ 298 или ВТМ 108. Предлагался и вариант установки на машину башни с самозарядным (автоматическим) 60-мм минометом и 7,62-мм пулеметом.

Был представлен самоходный ПТРК с башней НОТ ATM (Anti-Tank Modular) консорциума «Еуромиссайл», оснащенной двумя пусковыми установками ПТУР «Хот» (дальность стрельбы до 4 км), двухканальным перископическим прицелом, телевизионной и ИК аппаратурой на выдвижной стойке и 7,62-мм пулеметом MG3. Преимуществом данного варианта был пуск ПТУР оператором «из-за брони», но и его не приняли на вооружение ни в ФРГ, ни во Франции, нив Великобритании, где проходили испытания. Позже для «Визеля» разработали башню с ПТРК «Милан-2», а также новую башню с ПТУР «Хот» и комплексом тепло- и телевизионной аппаратуры на выдвижной штанге. Был также разработан транспортер боеприпасов для пополнения боекомплекта «Визель» TOW А1.

В рамках программы «ПВО поля боя» на шасси «Визеля» был выполнен самоходный ЗРК ASRAD/RB90 с использованием шведского ПЗРК RBS-70 «Бофорс». ЗУР может использоваться как против воздушных, так и против легкобронированных наземных целей. Крыша корпуса несколько приподнята, на поворотной башне вынесенно монтируется установка с четырьмя ЗУР, прицельной системой «Атлас Электроник» и лазерной системой управления.

Министерство обороны США рассматривало возможность создания на базе «Визеля» А1 безэкипажной «роботизированной машины поля боя». «Визель» и в Европе послужила рабочей лошадкой не в одной такой программе. Примером может служить комплекс PRIMUS, собранный фирмой «Дорнье» (концерн ЕАДС) на шасси боевой десантной машины «Визель». Он включает роботизированную машину с видеокамерой и лазерным локатором для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономною движения, принятия решений и управления, а также самоходный пункт дистанционного управления.

О боевом применении БДМ «Визель».

К моменту завершения поставки модификации «Визель» А1 началась реорганизация бундесвера объединенной Германии по программе «Структура-5». На основе воздушно-десантных бригад и полков армейской авиации начали формировать аэромобильные соединения, в это же время создавались силы быстрого реагирования. Воздушно-десантная бригада (вдбр) к 1995 г. имела на вооружении 46 БДМ «Визель» TOWA1 и 30 «Визель» МК20А1, при этом в составе каждой противотанковой роты имелось девять «Визелей» TOWA1 и шесть «Визелей» МК20А1. Для переброски такой роты могли использоваться восемь вертолетов CH-53G или четыре самолета С-160. Кроме того, 16 БДМ «Визель» TOW вошли в противотанковую роту 23-й горно-пехотной бригады (также включается в аэромобильные силы). 25-я вдбр включалась в состав национальных аэромобильных сил, она же предназначалась для выделения в состав миротворческих сил ООН. 27-ю вдбр и 31-ю механизированную бригаду в 1993 г. переформировали в 31-ю вдбр и через год включили в состав многонациональной аэромобильной дивизии «Центр» сил быстрого реагирования НАТО. 26-я вдбр прямо передавалась в СБР НАТО.



Танкетка "Визель" в Афганистане.

Первой «заграничной командировкой» машин «Визель» стало участие германского контингента в операции UNOSOM-2 в Сомали, куда «голубые каски» ФРГ прибыли летом 1993 г. Хотя аэромобильных операций здесь не проводилось, из всех бронемашин бундесвера, по мнению германских специалистов, «Визель» А1 по своей компактности и подвижности наиболее подходила для решения задач патрулирования и разведки. После агрессии НАТО против Югославии в 1999 г. германский контингент вошел в Косово в составе KFOR, здесь БДМ «Визель» А1 (как и в Сомали — в обоих вариантах) также использовались для патрулирования дорог. Впрочем, мира в Косово натовские силы, как известно, не принесли.

«Визель-2».

Еще в процессе разработки «Визель» было предложено создать ее более вместительную модификацию с удлиненной на один опорный каток ходовой частью. В начале 1990-х гг. НАТО все больше стало утверждать свое влияние «миротворческими» операциями. Принцип неприменения вооруженных сил Германии за рубежом перестал быть обязательным, понадобилось расширить возможности боевых машин сил быстрого реагирования.


Компоновка БДМ «Визель-2 в варианте транспортера боеприпасов.

В середине 1994 г. «МаК Системз Гезельшафт» (г. Киль) представила прототип БДМ «Визель-2», разработанный в инициативном порядке. Позднее «Мак Системз» была поглощена «Рейнметалл Ландсистем» (входит в «Рейнметалл ДеТекАГ»).

БДМ «Визель-2» сохранила схему компоновки с расположением МТО в передней части корпуса слева, места механика-водителя справа от МТО и боевым (десантным) отделением в кормовой части. Несколько изменился корпус машины. Верхний лобовой лист продолжен назад, так что люк механика-водителя выполнен уже в нем. Перед люком механика-водителя установлены три перископических смотровых блока, средний может заменяться бесподсветным прибором ночного видения. Позади механика-водителя в выступающей рубке с верхним люком размещается командир. В кормовом листе корпуса выполнена двустворчатая дверь.

Боевая десантная машина «Визель» и «Визель-2» (Wiesel)

Сравнение габаритов корпусов БДМ «Визель» (выделена серым цветом) и «Визель-2».

В ходовой части с каждого борта добавлены четвертый опорный каток и второй поддерживающий ролик, длина опорной поверхности увеличилась до 2,43 м, амортизаторы установлены на первых и вторых узлах подвески.

«Визель-2» получила дизельный двигатель «Фольксваген-Аудии-TDI коммерческого типа, снабженный турбонаддувом и развивающий мощность 109 л.с, автоматическую трансмиссию ZF LSG 300/4 (на опытных машинах предполагалось опробовать и электрическую трансмиссию), гидростатический механизм поворота. Гидромеханическая трансмиссия включает: автоматическую планетарную коробку передач со встроенной гидродинамической передачей, механизм поворота, собранный в одном корпусе с коробкой передач, и два бортовых редуктора. Коробка передач имеет два режима работы — для движения по шоссе и по пересеченной местности — и обеспечивает четыре скорости переднего и две заднего хода. Механизм поворота представляет собой двойной управляемый дифференциал, на концах валов которого установлены тормоза, сервосистема управления поворотом и тормозами — гидростатическая. Радиус поворота — 4—6 м. Электронная система управления позволяет «приспосабливать» работу двигателя и трансмиссии к боевому весу машины (в зависимости от модификации) и условиям движения. Установлены новые гусеницы «Диль Тип 622» с увеличенным ресурсом. Запас хода увеличен до 550 км за счет увеличения емкости топливного бака. Бортовая сеть имеет напряжение 24 вольта, питается от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью 45 А-ч каждая.


Командно-штабная машина на шасси «Визель-2».

Видно стремление создать семейство БДМ, в чем-то напоминающее советское БМД-БТР-Д, хотя в основе лежат разные подходы. Стоит отметить, что семейство «Визель» более приспособлено для тактических (вертолетных) десантов. Вертолет СН-53 может транспортировать в грузовой кабине две машины «Визель-2», одна «Визель-2» может перебрасываться на внешней подвеске вертолетом CH-53G или СН-47. В 1994 г. бундесвер заключил с «Рейнеметалл Ландсистем» контракт на поставку 32 БДМ «Визель-2» в течение 2005—2007 гг.

При той же аэротранспортабельности и подвижности «Визель-2» дополняет машины «Визель» А1. «Визель-2» может перебрасываться теми же самолетами и вертолетами, но количество перебрасываемых машин в среднем на одну меньше: соответственно, в грузовой кабине С-160 «Трансалл» — можно перебросить 3 машин, С-130 «Геркулес» — 2, вертолета CH-53G — 1. При этом увеличенный почти вдвое обитаемый объем позволил выполнить на базе «Визель-2» семейство десантных машин различного назначения. Среди них — боевая разведывательная машина, легкий БТР, транспортная, санитарно-эвакуационная, командно-штабная машины, самоходный 120-мм миномет, машина радиационной и химической разведки.

БРМ «Визель-2» оснащена комплексом разведывательного оборудования, включающим лазерный дальномер, тепловизионную и телевизионную камеры и установленным на выдвигающейся мачте, аппаратурой спутниковой навигации, вооружена пулеметом.

БТР имеет вместимость 6 человек, как и БРМ, вооружен 7,62-мм пулеметом MG3 над вращающейся башенкой командира машины в средней части корпуса. Боекомплект пулемета — 500 патронов. По периметру командирской башенки установлены 8 перископических смотровых блоков.

Представленная в 1998 г. КШМ «Визель-2» с экипажем из 3 человек оснащается станциями информационно-управляющей системы HERGIS (разработки компаний «Сименс», «Сема Групп» и «ИнфоДас») с 7-дюймовыми дисплеями, двумя радиостанциями УКВ и одной KB диапазона и аппаратурой спутниковой навигации. Такую машину предложили и в качестве передового пункта разведки и управления огнем артиллерии, вооружив ее для самообороны вынесенной установкой пулемета. Боекомплект пулемета — 200—500 патронов.


Санитарно-эвакуационная машина на шасси "Визель-2» (SanTrp).

Транспортная машина на шасси «Визель-2» грузоподъемностью в 1,0 т предложена, прежде всего, в качестве транспортера боеприпасов и может перевозить, например, 20 выстрелов к 120-мм миномету или 150 к 81-мм. Также она может перевозить 22—27 20-литровых канистр с топливом или водой.
Санитарно-эвакуационная машина «Визель-2» (SanTrp) была продемонстрирована в 1997 г. и заинтересовала бундесвер. Машина имеет увеличенный корпус с большой комовой дверью, экипаж из 2 человек, в кормовой части корпуса можно разместить одного лежачего (на носилках) и двух сидячих раненных, в другом варианте — двух лежачих раненных (в два яруса) и одного сидячего либо четырех сидячих. Кроме медицинского оборудования и средств оказания первой помощи, поставляемых германской фирмой «Бинц», машина может оснащаться подогревателем для воды, ФВУ и кондиционером.


Самоходный миномет на шасси «Визель-2» и его компоновка.




«Визель-2» предложена и в качества тягача-транспортера для 81-мм или 120-мм миномета, снабженного колесным ходом. Расчет и боекомплект миномета (20 выстрелов для 120-мм или 75 для 81-мм) перевозится внутри корпуса.

Самоходный миномет, представленный компанией «Рейнметалл Ландсистем», имеет экипаж (расчет) 3 человека. 120-мм дульнозарядный миномет с противооткатными устройствами монтируется открыто в корме корпуса «Визеля-2». В корме также смонтированы два откидных домкрата-сошника. В походном положении и для заряжания ствол миномета опускается в горизонтальное положение, что позволяет расчету производить заряжание миномета, оставаясь под прикрытием брони. Для ускорения подготовки данных для стрельбы и повышения ее точности машина оборудована бортовым компьютером и комплексной навигационной системой. Скорострельность — 3 выстрела за 20 с, дальность стрельбы имеющимися штатными минами — до 6,3 км, перспективной миной с увеличенным сменным зарядом — до 8 км, возимый боекомплект — 20 выстрелов. На том же шасси может быть выполнена транспортно-заряжающая машина.

Шасси «Визель-2» оказалось более удобным для продолжения работ над комплексом «ПВО поля боя» или «легкой системой ПВО» (LeFlaSys — Leichtes Flugabwehr System), рассчитанным на применение силами быстрого реагирования. Комплекс разрабатывался по заказу бундесвера фирмой STN «Атлас Электроник» с 1995 г.; в 1997 г. был представлен в составе трех машин — самоходного ЗРК, самоходной станции разведки и управления огнем и машины наблюдения. Первые две выполнены на шасси «Визель-2», последняя — на шасси автомобиля «Мерседес-Бенц Вольф» (4x4, автомобиль рассчитан на парашютное десантирование с самолета). Затем была представлена машина командира батареи UF/BF — также на шасси «Визель-2».

Самоходный ЗРК ближнего действия, получивший название «Оцелот» (проходил испытания уже в 2001г.), нес в кормовой части дистанционно управляемую поворотную пусковую установку (аналогичную испытывавшейся на «Визеле» А1), на которой могут размещаться четыре ЗУР в ТПК от ПЗРК «Стингер». Предлагаются также варианты установки ЗУР от ПЗРК «Игла-1» (оставшиеся от ННА ГДР комплексы используются в бундесвере для обучения) и RBS-70. Дальность стрельбы — до 6 км. Углы поворота пусковой установки по горизонтали — 360°, по вертикали — от -10 до +70°, для транспортировки ЗРК «Оцелот» вертолетом СН-53 пусковая установка может опускаться. Перезаряжание установки — вручную.
ЗРК «Оцелот» оснащен также системой ориентирования Gyro MK20 BGT, аппаратурой спутниковой навигации GPS PLGR AN-PSN, аппаратурой радиосвязи SEM 93 VHF, британской пассивной системой предупреждения о воздушных целях ADAD


Самоходная ПУ комплекса «Оцелот».


Самоходная станция разведки и управления ЗРК «Оцелот».

«Тэйлс Оптроникс» (дальность обнаружения цели типа «самолет» — до 18 км, «вертолет» — до 8 км). Это позволяет комплексу действовать самостоятельно без целеуказания со стороны. Расчет ЗРК состоит из механика-водителя и командира. Боевая масса ЗРК «Оцелот» — 4 т.

Самоходная станция разведки и управления огнем оснащена трехкоординатной РЛС сантиметрового диапазона HARD производства шведской «Эриксон Микровэйв Системз» с дальностью обнаружения цели до 20 км, представляющей собой усовершенствованный вариант РАС шведского ЗРК RBS90, аппаратурой опознавания «свой—чужой» MSR 200 ХЕ и аппаратурой связи. Информация о целях автоматически передается на ЗРК по цифровым каналам связи. Расчет станции — 2 человека (включая механика-водителя) .

Каждая батарея системы LeFlaSys должна включать машину командира батареи и три взвода, в каждом — один пункт управления и пять самоходных ЗРК «Оцелот». Для более раннего обнаружения воздушных целей и передачи данных о них по цифровому каналу связи батарее может придаваться машина наблюдения.


Танкетка "Визель" вооружённая 30 мм пушкой "Маузер".

Всего было заказано 67 машин данного комплекса на шасси «Визель-2»: 50 самоходных ЗРК, 10 станций разведки и управления и 7 машин командира батареи с окончанием поставок в 2003 г. К производству привлекли концерн «Краусс-Маффей Вегман». Машины для первого взвода были поставлены в начале 2001 г.

На рынке этот комплекс ПВО ближнего действия представлен под обозначением ASRAD. Греция заказала его на шасси автомобиля «Хаммер», Финляндия — на шасси автомобиля «Унимог 5000» и с ЗУР комплекса RBS-70 (ASRAD-R).

«Рейнметалл Ландсистем» представила инженерную разведывательную машину на шасси «Визель-2», оборудованную аппаратурой для разведки водных преград и минных полей, зарядами разминирования, ФВУ и вооруженную пулеметом. С учетом энерговооруженности шасси может быть создана и десантная БРЭМ.


Танкетка "Визель" в армии Франции.

БДМ «Визель-2» также послужила основой для разработки безэкипажных роботизированных машин. Французы на этом шасси построили демонстрационный образец «Сирано», призванный продемонстрировать саму возможность создания подобной машины. Сама «Рейнметалл Ландсистем» в 1996 г. представила несколько опытных машин: комплекс PRIMUS (фирмы «Еадс Дорнье»), включающий роботизированную машину с видеокамерой и лазерным сканером (действующим на расстоянии до 50 м) для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономного движения, управления и принятия решений и самоходный пункт дистанционного управления (на таком же шасси «Визель»); машину, сочетающую автономную роботизированную систему управления нового поколения с дистанционным управлениям по проводам и предназначенную для работ в опасной зоне, разминирования и т.п. Машины представлялись в виде платформ для монтажа различного рабочего оборудования, разведывательной аппаратуры или вооружения. В виде роботизированной может быть выполнена и машина «Визель-2» ARGUS (была представлена в виде макета), оборудованная выдвижной платформой с аппаратурой обнаружения и наблюдения фирмы STN «Атлас Электроник», комплексом средств управления для выполнения функций разведки, патрулирования, снабжения, а также аппаратурой спутниковой навигации, радиоаппаратурой с цифровым каналом связи, вспомогательным генератором.
Wizel034.jpg Wizel035.jpg
Вариант ЗРК с комбинацией ЗУР комплексов «Игла-1» и RBS-70 на шасси БДМ «Визель» А1. Инженерная разведывательная машина на шасси «Визель-2».
«Малые» и «легкие»

Хотя формированию и развитию сил быстрого реагирования и аэромобильных соединений уделяется большое внимание во многих странах, найти аналог БДМ «Визель» в других странах трудно. От советских (российских) БМД и БТР-Д она отличается как по «весовой категории», так и по назначению. Среди гусеничных машин близко к «Визель» подходит шасси ЕЕ-Т4 бразильской компании «Энжеса» массой 3,6 т с передним расположением 125-сильного двигателя и скоростью хода до 75 км/ч. ЕЕ-Т4 также предлагалась в варианте БРМ с пулеметом или пушкой, самоходного ПТРК или миномета, однако осталась опытной.
Близкое по назначению 4,5-тгусеничное шасси VRX-5000 было разработано во Франции также для воздушно-десантных частей. Из серийных машин можно упомянуть французский плавающий легкий бронеавтомобиль М11 «Панар» — еще одно возвращение «старого типа» бронемашин (вспомним советские Д-12 и БА-20 в составе десантов). Полноприводный (4x4) МП массой 3,6 т поступил на вооружение в 1990 г. в качестве разведывательного и носителя оружия для сил быстрого реагирования, поставлялся в ряд стран. Итальянская «ОТО-Мелара» разработала колесные бронемашины того же назначения класса 2,5—3 т, турецкая «Отокар» выпускает бронемашину «Акреп» массой 3,6 т. В целом же современные «танкетки» — БДМ «Визель» и ее увеличенный вариант «Визель-2» — остаются уникальным семейством.Похожее изображениеПохожее изображение