неділя, 4 червня 2017 р.

Библейские казни

Библейские казни

Библия непоследовательна в своем отношении к смертной казни. С одной стороны она пропагандирует заповедь «Не убий», а с другой стороны декларирует право мстить – «око за око». В книге Бытия сказано: «Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь, того кровь прольется рукою человека», что практически означает одобрение смертной казни за человекоубийство.
При этом любопытно, что сам Иисус Христос не прибегнул к мести за свою гибель. Думается, что Господь всемогущий мог в порошок стереть всех тех, кто отправил его на Голгофу, но не стал этого делать. Может быть, поэтому его казнь стала олицетворением благородной мученической смерти во имя человечества.
Казнь Иисуса Христа не только самая знаменитая. Но возможно и самая драматическая. Даже римский наместник Пилат был поражен когда иудейский народ предпочел помиловать из двух приговоренных к смерти убийцу Варраву, а Иисуса, не пролившего ни капли чужой крови, истошными выкриками потребовал распнуть на кресте.
Исполнение казни не заставило себя ждать. На плечи Иисуса взвалили большой деревянный крест, и повели на Голгофу, которая считалась лобным местом. Вместе с Иисусом к Голгофе привели двух разбойников, которых также должны были казнить. Один из них «злословил Иисуса», говоря, что если он мессия, то пусть спасет себя и их. Другой разбойник увещевал первого прекратить злословие. Он попросил Иисуса вспомнить о нем, когда придет его царство. Иисус пообещал, что тот окажется в раю.
Иисуса распяли в полдень. Спустя три с лишним часа он произнес: «Жажду». Кто-то обмакнул губку в уксус и поднес ее к устам Иисуса. Мессия вкусил уксуса и сказал: «Свершилось». Потом громко воскликнул: «Отче! в руки твои предаю дух мой». Затем голова его упала, и он испустил дух.
Казни подверглись и ближайшие соратники Иисуса Христа. Второй по значимости библейской казнью стало лишение жизни апостола Петра. Можно сказать, что Петр стал жертвой судебной ошибки. В 64 году в Риме случился огромный пожар, бушевавший девять дней и уничтоживший значительную часть Вечного города. В народе поползли слухи, обвинявшие Нерона в намеренном поджоге Рима якобы для того, чтобы на месте старого города построить новый и назвать его своим именем. Император, чтобы отвести от себя подозрения избрал в качестве «козлов отпущения» ранних христиан, обвинив их в поджоге. Христиан начали хватать и бросать в темницы. В частности Петра доставили в Мамертинскую тюрьму, находившуюся на склоне Капитолийского холма, и предназначенную для государственных преступников. Эта подземная тюрьма, вырубленная в горной породе, представляла собой длинное узкое помещение со сводчатым потолком. Заключенный в темницу, Петр не терял время даром, а, по преданию, сумел обратить в христианство своего тюремщика и даже крестить его, вызвав чудом источник из каменного пола темницы.
Распятие апостола Петра
 
Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем. На месте его казни позже был построен самый большой католический собор в мире – собор Святого Петра.
Иисуса и Петра распяли, но это была римская казнь, примененная к иудеям. Другой приверженец идей Христа – Павел был свободным римским гражданином, поэтому его нельзя было казнить на кресте, как раба. Он удостоился чести, чтобы ему отрубили голову.
Иудеи тоже лишали жизни ранних христиан. Их любимым способом умерщвления осужденных было побитие камнями. Именно так, например, они расправились с христианским диаком Стефаном. По решению синедриона, Стефана за «хульные слова» против синагоги и законов Моисея вывели за город и забили камнями.
При этой казни присутствовал юноша по имени Савл, ярый гонитель христиан. Однако позже он «перековался» и стал одним из виднейших деятелей христианской церкви под именем «апостола Павла». Правда, за это он сам лишился головы. Сорок иудеев поклялись, что не станут пить и есть до тех пор, пока не убьют Павла. Но самосуду иудеев не позволил свершиться тысяченачальник римского гарнизона Лисий. Узнав, что Павел – римский гражданин, он способствовал его отправке в Рим. В Риме Павел сначала был освобожден из-под стражи, после чего продолжил свою миссионерскую деятельность. Пока он обращал в христианство римскую бедноту, власти на это смотрели сквозь пальцы. Однако спустя некоторое время его деятельность затронула интересы самого императора. Он обратил ко Христу двух наложниц Нерона. Они утратили былую пылкую сексуальность и обрели целомудрие, что императору очень не понравилось. После этого судьба проповедника была решена. Павла вновь схватили. Милостью Божией Павел был избавлен, по его собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями на арене, однако был заключен в темницу. Хотя, необходимо уточнить, что от львиных челюстей его спасло все же римское гражданство. Но оно не спасло его от смерти. Павел был казнен отсекновением головы.
По преданию отрубленная голова апостола трижды подпрыгнула, и там, где она коснулась земли, забил целебный источник.
На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Что касается того, каким образом приводились в исполнение казни в древней Израиле, то складывается впечатление, что большой фантазией по части человекоубийства иудеи не отличались. Народной казнью было побитие камнями.
Именно так был умерщвлен апостол Иаков. Иудейские старейшины сбросили этого праведника со скалы и принялись забрасывать его камнями. Иаков приподнялся, встал на колени и по преданию стал молить Господа о прощении его палачей.
- Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти, они не знают, что делают.
Кто-то вскричал:
- Стойте, что вы делаете? Праведник за нас молится!
Но тут к Иакову подскочил некий суконщик и добил его скалкой, на которую накатывают сукна.


Использовалось в Иудее также отсечение головы и повешение. О последнем виде казни упоминается, например, в Книге Чисел: «И сказал Господь Моисею: возьми, всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа, 25.4). Но про какие-то необычные способы казни библейские летописцы не рассказывают.