Воин Украины Иван Сирко: интересные факты 11:58 | 24.08.2017
В Харькове открыли монумент кошевому атаману Ивану Сирко. Памятник легендарному атаману установлен на Бурсацком спуске, у входа в станцию метро Исторический музей. Монумент отлит из бронзы, высота фигуры составляет около 5 метров, а весит бронзовый казак примерно 4 тонны.
Жмите для подписки на Мой Харьков в Фейсбуке!
Почему казак, которого избирали кошевым атаманом более 10 раз, смотрит в сторону Центрального рынка? В XVII веке эта возвышенность была обнесена рвами и валами, которые служили границами города. Иван Сирко стоит на страже исторической границе Харькова. Стоит напомнить, что в городе уже есть памятный знак посвященный Ивану Сирко, открытый 24 августа 2014 г. в сквере возле Зеркальной струи. Также есть, памятник-бюст атаману есть на площади Победы в Мерефе, недалеко от Харькова.
Личность легендарного атамана
Вокруг личности Ивана Сирко бытует множество небылиц и легенд, начиная с того, что появился на свет будущий атаман уже с зубами, и заканчивая тем, что украинский казак обладал магическими силами и одним только взглядом мог сразить целый вражеский полк.
Известно, что умер Иван Сирко в 1680 году. На момент смерти ему было примерно 75 лет, то есть родился он около 1605 года. Историк Дмитрий Яворницкий утверждает, что родился будущий полководец в селе Мерефа под Харьковом, но документальные источники подтверждают, что Иван Сирко основал поселение возле Мерефы в 1658 г, имея за плечами больше пятидесяти лет жизни, поэтому не удивительно, что летописцы называют этот населенный пункт Сирковкой. На самом же деле, родился казацкий предводитель в созвучном с Мерефой селе Мурафа (Мурахва), которое стоит на берегу одноименной реки, недалеко от Винницы.
Еще один ошибочный факт, который был популярен во времена СССР, говорит о том, что кошевой атаман происходил из социальных низов. Исторические источники подтверждают, что Иван Сирко выходец с православного шляхетского рода, который известен с XVI века. Слово «шляхтич» не должно вызывать негативных эмоций, которые витают в пространстве еще со школьных учебников советского времени. Этот термин по смыслу близок к понятиям «рыцарь», «дворянин», «шевалье» и т.п.
Еще одна небылица связывает выдающиеся таланты полководца с любовью к рюмке, разгульным образом жизни, вспыльчивым характером и даже дикостью. Но на самом деле Сирко был семьянином, очень редко употреблял крепкие напитки, избегал бранных слов, имел уравновешенный характер. Без толку не хватался за саблю, почитал традиции Запорожской Сечи и имел огромное доверие в казацком окружении. Был глубоко верующим человеком. Вносил пожертвования в Спасо-Покровський храм на Сечи и заботился о Спасо-Преображенском Межигорском монастыре в Киеве.
Популярна в среде псевдонаучных исторических телепередачах легенда о том, что Иван Сирко обладал магическими силами и был характерником, также не имеет никакого подтверждения в документальных источниках, а является лишь красивой сказкой для тех, кому сложно объяснить необычайную храбрость кошевого атамана. Хотя мы не можем отрицать тот факт, что Сирко завещал похоронить себя с отрубленной правой рукой, но это скорее связано с предрассудками средневекового человека (Иван Сирко боялся, что если он попадет в ад, то сатана сможет воспользоваться его силой и мужеством против людей), нежели с наличием у него магического дара.
Политические взгляды Ивана Сирко
Политическая ориентация кошевого атамана была однозначной. Иван Сирко принимал участие в войнах гетмана Хмельницкого с Речью Посполитой, но более удачно воевал против татар и османов (55 побед и ни одного поражения).
В 1654 году Иван Сирко категорически отказался ставить свою подпись под Переяславским соглашением (которое в советской и российской историографиях трактуется, как многовековое стремление к объединению украинского народа с «братским» русским народом), и как бол
ьшинство запорожцев, отказался присягать на верность царю Алексею Михайловичу. Выступал против гетьманов Ивана Виговского, Юрка Хмельницкого и Павла Тетери, которым закидывал пропольскую политику. При этом в этот же период сам Иван Сирко был противником Москвы.
После Андрусиевского договора 1667 г. (де-факто Речь Посполита и Московское царство разделили территорию Украины на две части) занял выразительную позицию против Москвы (вместе с тем и антипольскую позицию). Не смотря на свою враждебность к мусульманскому миру, долгое время поддерживал гетьмана Петра Дорошенко. В 1672 г. мог сам стать геьтманом Левобережной Украины, что поссорило его с Иваном Самойловичем и московским правительством, которые заслали его в Сибирь. После бегства с московской неволи до конца жизни оставался противником Москвы и отстаивал интересы Запорожья.
Кем бы не был Иван Сирко, сколько бы легенд и небылиц не строилось вокруг его личности, кошевой атаман останется символом небывалого мужества и непокорности казацкого рода. Иван Сикро является неотъемлемой частью украинских традиций и православного мира. Место под монумент кошевому атаману подобрано удачно, ведь Харьков основало и заселило именно казачество.
Олег Коваленко
Немає коментарів:
Дописати коментар