неділю, 4 червня 2017 р.

Казни мертвых

Олег Логинов

Казни мертвых

Любопытно, что казни после смерти обычно удостаиваются люди, которые при жизни были весьма могущественными. И не менее любопытно, что церковь порой не только не осуждала казни мертвых, а сама инициировала их. В этой связи можно вспомнить как Римский Папа Стефан VI, взошедший на папский престол 896 году, «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозом, причем умершим. Труп Формоза вырыли из могилы, обрядили в папские одежды и посадили на скамью подсудимых. После судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права мертвого Формоза подвергли наказанию. С него сняли папские одежды, отрубили ему три пальца правой руки, которой он благословлял народ. Потом изрубленный труп Формоза бросили в Тибр.
Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Они высказал недовольство деятельностью Стефана VI, после чего его заключили в тюрьму и там задушили.
Суд над мертвым Формозом
 

Оксфордский ученый и философом Джон Уиклиф при жизни, видимо, так прогневил священнослужителей своими требованиями провести реформацию относительно богатства, продажности и злоупотреблений римской католической церкви, что ему их припомнили аж 40 лет спустя после смерти.
4 мая 1415 года Констанцский собор постановил:
«Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам».
Трудно даже представить, как выглядели останки Уиклифа, пролежавшие четыре десятка лет в земле, когда их предавали экзекуции.

Забавы с казнью мертвых тел были распространены во многих странах. Классический пример – публичная казнь в Англии мертвого Оливера Кромвеля. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и публично обезглавили. Потом голову выставили на крыше Вестминстер-Холла, а тело повесили.
Любопытно, что когда Кромвель был в зените славы и триумфально въезжал в Лондон, он, следуя заветам римлян «помнил о смерти». Офицер свиты восхитился тем, что протектора встречает так много людей.
- Если бы меня везли на эшафот, - ответил Кромвель, - зевак было бы не меньше.
Так оно и получилось. Расправа над мертвым Кромвелем тоже собрала большую аудиторию. Вместе с ним посмертной казни предали и трех его усопших соратников: Генри Айртона, Томаса Прайда и Джон Брэдшоу. Их тоже вытащили из могил и судили, казнили, после чего вывесили останки на цепях в Тайберне.

Во Франции мертвых правителей не казнили, зато там жестоко расправились с усопшим убийцей короля.
1 августа 1589 года 22 летний монах доминиканец Жак Клеман вонзил отравленный кинжал в живот королю Франции Генриху III в предместье Парижа Сен Клу. Клемана убедили, что убийство короля останется для него безнаказанным, поскольку сразу после покушения он по воле Божьей станет невидимым, а значит, избежит наказания. Понятно, что невидимым после этого преступления Клеман не стал. Зато стал мертвым. Слуги короля тут же закололи и его.
На следующий день, 2 августа 1589 года, состоялся судебный процесс… над трупом монаха. Ему был оглашён приговор: «труп вышеупомянутого Клемана четырьмя лошадьми разорвать на четыре части, после чего сжечь их, а пепел высыпать в реку, дабы окончательно уничтожить всякую память о нем». В тот же день приговор привели в исполнение.

В России официально мертвецов не казнили. Но порой подвергали самосуду. Например, в начале XVII века народ подверг казни мертвое тело самозванца Гришки Отрепьева, который остался в истории как царь Лжедмитрий I. Из торговых рядов принесли прилавок и водрузили на него труп Лжедмитрия. Затем из Кремля выехали дворяне и хлестали мертвое тело кнутами, после чего взяли маску, приготовленную для праздничного маскарада, и бросили на вспоротый живот Лжедмитрия, а в рот ему всунули дудку. Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия, тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.
Или вот летом 1708 года походный атаман донских казаков Кондратий Булавин, возглавил возмущение казаков против полковника князя Юрия Долгорукова, который по Царскому указу, в восьми казацких станицах схватил и выслал на прежние жилища до 3 тысяч беглых людей из России. Ночью он напал на князя Долгорукова, убил его и всех бывших при нем офицеров и солдат, числом около тысячи человек, а потом учинил расправу над лояльными царю казаками. Захватив город Черкасск, мятежники отрубили головы атаману Лукьяну Максимову с четырьмя старшинами, удушили пятого старшину Ефрема Петрова, после чего провозгласили Булавина войсковым атаманом.
Однако верные царю казаки вскоре отбили Черкасск обратно. 7 июля 1708 года они окружили дом, где укрылся Булавин со своими ближайшими соратниками и решили его поджечь. Булавин увидев, что дом обкладывают камышом, решил не ждать гибели в огне, и застрелился из пистолета. Позже в Азове был предан казни его труп, которому отрубили голову, а после чего еще и подвесили.

Со временем казни мертвых перестали быть привилегией сильных мира сего. Им стали подвергать и особо злостных преступников. В начале XIX века главным злодеем в Англии считался некий Джон Уильямс. Вся страна обсуждала его жестокость и силу после того, как в декабре 1811 года он плотницкой киянкой забил до смерти две семьи в районе Рэтклиф Хайвей, в Ист–Энде. По этой киянке его вскоре и вычислили. Жители Лондона буквально считали дни до его публичной казни, чтобы полюбоваться на нее. Однако злодей Уильямс обманул народные чаяния и накануне своей казни повесился в тюремной камере. Чтобы избежать народных волнений власти решили не отменять экзекуцию. При большом стечении людей на площади перед тюрьмой New Gate мертвого Уильямса сначала повесили, затем опустили на эшафот, вынули из петли и вколотили ему в сердце осиновый кол. А для полной гарантии, что этот злодей уже никогда не воскреснет, его тело сожгли.

Ныне церковнослужители уже не казнят, а оберегают мертвых. В нескольких километрах к югу от польского города Гданьска в склоне горы вырублен склеп, где покоится славный рыцарь Казимир Пицалуский, участвовавший в первом Крестовом походе в 1096-1099 гг. Однако у себя на родине он больше прославился тем, что огнем и мечом насаждал веру Христову среди языческих племен. Пан Казимир жесточайшим образом пытал пленных, пока они начинали веровать в Иисуса. В одном из сражений с язычниками он и пал на поле брани. Враги утащили его тело к себе в лагерь, а там предали посмертной казни - разрубили на куски и сожгли. Позже соратники собрали его уцелевшие останки и замуровали в горном склепе, чтобы никто не смог до них добраться. Однако археологи уже давно рвутся пробраться в последнее пристанище рыцаря и даже объявили награду в 25 тысяч долларов тому, кто поможет им в этом.
Узнав об их намерениях, Римский Папа Урбан II приехал в Польшу и объявил, что того, кто посмеет нарушить покой Казимира Пицалуского, ждут страшнейшее наказание на земле и адские муки в загробной жизни.
И пока что угроза Урбана II уберегает склеп рыцаря от непрошенных гостей.

Немає коментарів:

Дописати коментар