неділя, 4 червня 2017 р.

Казни животных

Олег Логинов

Казни животных

Еще древние иудеи считали, что и люди и животные должны отвечать перед земным правосудием. И даже разграничивали ответственность людей и животных. В Ветхом Завете говорилось: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив был и вчера, и третьего дня, и хозяин его был извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти».
Наказывали животных и в Древнем Риме во времена Нумы Помпилия. Они могли подвергнуться смертной казни за незаконный переход границы.
 
 
Суды над животными были обычным явлением в Средние века. Религия считала, что дьявол охотно вселяется в животных, что оборотни превращаются в волков, а ведьмы и вовсе могут принять облик любого зверя. Поэтому свиней, лошадей, волков и прочих живых тварей надлежало судить наряду с людьми.
Например, 15 сентября 1379 года в Бургундии, в местечке Жюсси завершилось громкое судебное разбирательство по так называемому «делу о свиньях». По обвинению в преднамеренном убийстве человека перед судом предстали… три свиньи, которые были уличены в том, что средь бела дня на пастбище, на глазах у свидетелей, загрызли до смерти сына поселкового свинаря. По подозрению в соучастии было арестовано и все остальное свиное стадо, которое несколько дней томилось взаперти в свинарнике. Родственники жертвы требовали, чтобы наказанию подверглось все стадо, но власти сочли это экономически нецелесообразным, поскольку законом запрещалось торговать мясом казненных животных, его бросали собакам или закапывали у основания виселицы. Судья герцогства осудил к казни трех непосредственных виновниц, а остальных, «хотя они и присутствовали все при смерти ребенка», помиловал и сохранил им жизнь.
Обвиняемые в преступлении животные вместе с людьми сидели в тюрьмах. Сохранился счет от 1408 года, из которого можно понять, что на содержание свиньи, обвиняемой в убийстве ребенка, отпускалось такое же количество продуктов как на сокамерников человеческой породы. В суде животных точно так же допрашивали и заносили их показания в протокол. Правда для этого писцам приходилось проявлять определенную фантазию, чтобы истолковать хрюканье, мычание или блеяние подсудимых. Но истолковывали они правильно. Поэтому чаще всего подсудимым выносился обвинительный вердикт и наказание в виде смертной казни на виселице, плахе или костре.
Классический литературный пример суда над животными - процесс над цыганкой Эсмеральдой и ее сообщницей козочкой в романе Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Но история сохранила и достаточно много реальных судов над животными. Вот лишь несколько примеров:
10 января 1457 года суд в Савиньи разбирал дело по обвинению свиньи и шести поросят в убийстве пятилетнего мальчика Жана Мартена. После обычных формальностей суд признал мать свиного семейства виновной и приговорил ее к повешенью за задние ноги. Вина поросят в преступлении осталась недоказанной, вследствие чего они были оправданы, но конфискованы в пользу суда.
В 1474 году в Базеле был осужден петух, который якобы снес яйцо, тем самым доказав свою связь с дьяволом. Петуха, как еретика, подвергли традиционному сожжению. Яйцо также сожгли от греха подальше.
В 1685 году в городе Ансбахе был захвачен волк, терроризировавший округу и нападавший на людей. Его убили и повесили для публичного обозрения на местной виселице, причем облаченного в человеческие одежды, в маске и напудренном парике.
Правда, начиная с XVII века суды все чаще стали проявлять к животным милосердие. Например, в этот период суд одного немецкого города приговорил собаку к пожизненному заключению. А коров и свиней стали отправлять не на эшафот, а просто на убой, с обязательством мясникам выставить голову осужденной на лобном месте.
Хитрый способ использования животных в судебных процессах нашли киргизы. Описывая их нравы в конце XIX века, доктор В.Купер писал о существовании у них любопытного обычая, согласно которому приговоренный к казни, мог выставить взамен себя животное. Купер описал случай, когда приговоренный к смертной казни человек отделался наказанием палками. Вместо него на тот свет отправили его лошадь, которой перерезали горло, причем каждый из судей отрезал себе по аппетитному куску конины.
Смертные казни для животных сохранились в некоторых странах до сих пор. В ХХ веке в США казнили по меньшей мере двух слонов.
Слониха Топси
 
Слониху по кличке Топси привезли в США из Индии в 1875 году. Благословенная страна Америка заставила животное усиленно трудиться. Топси и в цирке выступала и работала на постройке парка в Кони-Айленде, штат Нью-Йорк. Говорят, что от работы кони дохнут, а слонихи, надо полагать, звереют. Спустя четверть века тяжкого труда Топси стала агрессивной, а иногда и неуправляемой. В конце концов, она задавила троих людей, за что вполне официально была приговорена американским правосудием к смертной казни. Правда идея повешения была встречена протестом со стороны защитников животных.
Тогда для слонихи высотой в 10 футов и длиной 19 футов и 11 дюймов решили применить казнь наподобие электрического стула. Знаменитому ученому Эдисону предоставили возможность продемонстрировать опасность переменного тока, который может быть смертельным даже для слона.
В воскресенье 4 января 1903 года в Луна Парке Кони-Айленда в присутствии полутора тысяч человек, на шею Топси был привязан трос, один конец которого был прикреплен к вспомогательному двигателю, а другой – к столбу. К ее стопам были присоединены деревянные сандалии с прослойкой из меди. Это были электроды. Они были соединены посредством медного провода с генератором одной из электрических станций Эдисона. Был подан ток напряжением в 6600 вольт. Слониха погибла спустя 22 секунды после начала подачи тока, не издав ни звука. Однако известно, что перед смертью ее кормили морковью с цианидом калия.
Правда Топси удостоилась посмертных почестей. Ей воздвигли памятник рядом с местом, где она была казнена.
Еще больше народа – две с половиной тысячи человек – собралось 13 сентября 1916 года, чтобы поглазеть на казнь слонихи по прозвищу Большая Мэри. Хотя ее казнили без суда, но ни у кого не возникало сомнений в обоснованности наказания животному. Большая Мэри задавила дрессировщика и еще то ли трех, то ли восемь человек. Сначала ее подвергли расстрелу. Но выстрелы 32-го калибра не причинили ей ощутимого вреда. Кто-то подал рацпредложение разорвать Большую Мэри на части посредством двух железнодорожных локомотивов. Но решили действовать более традиционным методом и повесить убийцу. Пятитонную Большую Мэри повесили на подъемном кране.