неділю, 4 червня 2017 р.

Орден Тамплиеров

Тамплиеры

Казнь магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле и прицептора Нормандии Жофруа де Шарне
Казнь магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле и прицептора Нормандии Жофруа де Шарне
Французского короля Филиппа IV, имевшего прозвища «Железный» и «Красивый», очень беспокоило влияние и финансовое благополучие Ордена тамплиеров. К тому времени Орден далеко ушел от благородных принципов рыцарской чести и монашеской скромности, которые провозглашал при создании. Тамплиеры превратились в богатых предпринимателей и заносчивых людей. Прикрываясь папскими грамотами, они не подчинялись городским властям и становились по сути дела «государством в государстве». На них жаловались, что тамплиеры не подают милостыню, отказывают странникам в гостеприимстве, предаются пьянству, разгулу и другим порокам. Появилась даже поговорка: «Пьян как тамплиер».
Правда, защитники тамплиеров утверждают, что несмотря на богатство Ордена, его члены оставались бедны. Даже своего Великого магистра Жерара де Ридфора, дважды плененного арабами, тамплиеры отказались выкупать, мотивируя это тем, что подобная трата денег может быть расценена как нарушение устава Ордена, запрещавшего любое расходование денег на личные цели. В результате де Ридфор в 1189 году был казнен Саладином.
При том, что Орден тамплиеров считался богатейшим банком Европы, который ссужал деньгами монархов и князей церкви, устав ордена запрещал рыцарям иметь при себе большую сумму денег, нежели необходимую на насущные расходы. Если тамплиер умирал, а у него находили деньги сверх положенного, то ему отказывали в христианском погребении, тем самым обрекая его душу на вечное скитание. Это было серьезной причиной для того, чтобы вести скромный образ жизни.

Как бы то ни было на самом деле с богатством и бедностью рыцарей-храмовников, но неприязнь к ним в народе выразилась в подозрениях, что они занимаются на своих секретных сборищах ересью, которой заразились на Востоке. Плюют на распятие, ведут богослужение по испорченным книгам, заставляют новообращенных отрекаться от Иисуса Христа и вообще уже продались с потрохами Дьяволу.
«Железный король» Филипп воспользовался этим и привлек тамплиеров к суду. В ночь на 13 октября 1307 года все тамплиеры, находящиеся на территории Франции, были арестованы. Но, чтобы осудить их пришлось приложить еще немало усилий. Королю даже пришлось оказать давление на папу Климента V. Филипп Красивый затеял процесс над другим папой Бонифацием VII по обвинению в ереси, идолопоклонничестве и сговоре с сатаной. Этот процесс мог ударить по всему папству и грозил не сносить головы самому Клименту. Тот решил уступить королю. И тамплиеры были осуждены.
11 марта 1314 года в Париже на площади перед собором Нотр-Дам разыгрался последний акт этой драмы. К высокой трибуне, на которой разместились кардиналы и прелаты, выступавшие в качестве судей, подвели вереницу узников. Это были руководители Ордена Тамплиеров Жак де Моле, Гюг де Перодо, Жофруа де Шарне и другие. За семь лет заточения некогда сиятельные особы растеряли не только лоск, но и просто человеческий облик. Теперь это были грязные, заросшие, тощие тени людей.
Архиепископ Санский медленно перечислил все их преступления, после чего сказал, что церковь проявила величайшую снисходительность и приговорила их к пожизненному тюремному заключению. И это был действительно мягкий приговор.
Но тут случилось нечто поразительное. Из группы осужденных вышли двое – магистр ордена Жак де Моле и прецептор Нормандии Жофруа де Шарне. Они заявили, что не ищут снисхождения, но оспаривают законность приговора. И объявляют свои прежние показания недействительными, данными под пытками.


Над площадью воцарилась гробовая тишина. Столь смелым заявлением эти двое обрекали себя на костер, поскольку теперь они уже могли считаться вторично впавшими в ересь. Но, жертвуя собой, они стремились оставить в памяти потомков орел мучеников, павших во имя своего ордена. Высокий суд растерялся. Но не растерялся «Железный король», приказав передать обоих тамплиеров в руки палача. На закате солнца они погибли на костре. Но уже обуреваемый огнем Жак де Моле громко проклял род французских королей. И его проклятье сбылось, унося их в могилу одного за другим. Что и описал Морис Дрюон в своем цикле романов «Проклятые короли».

Немає коментарів:

Дописати коментар