неділю, 4 червня 2017 р.

Семейство палачей

Семейство палачей

2 октября 1726 года главным палачом Франции был назначен 8-летний мальчик Шарль Батист Сансон.

Один из династии палачей-Сансонов зложил орудие труда - гильотину...
Профессия палача во все времена была одной из самых загадочных. С одной стороны палачи были отверженными людьми, их сторонились и считалось зазорным пожать им руку. Де Ла Моль в романе Александра Дюма «Королева Марго» не смог заставить себя пожать руку парижскому палачу мэтру Кабошу, вылечившему его друга Кокконаса, и позже жестоко поплатился за это. Кабош честно исполнил свою работу, когда ему пришлось пытать де Ла Моля и измолол ему «испанским сапогом» кости на ногах. А вот Кокконаса, который пожал ему руку, Кабош пощадил, хотя и нарушил при этом свой служебный долг.
Палачам приходилось жить где-нибудь за городом, чтобы не смущать своим видом добропорядочных обывателей. И даже жен им приходилось искать в кругу себе подобных. Общаться с палачом никто не хотел. Существовало поверье, что если человек дотронется до палача или его орудия, то закончит жизнь на эшафоте. Поэтому в некоторых средневековых городах даже существовал такой обычай, что когда требовались его услуги, на окне у палача посыльный просто оставлял черную перчатку. Подмастерьев и учеников палачам часто тоже приходилось набирать из своей среды, поэтому нередко образовывались целые династии заплечных дел мастеров. А самой известной из них стала династия Сансонов во Франции, семь поколений которой исполняли свои непростые обязанности на протяжении полутора веков.
Ее основателем стал руанский палач Шарль Сансон, назначенный в 1688 году указом Людовика XIV главным палачом Парижа. Его предки были дворянами и участвовали в крестовых походах. Сам он, по всей видимости, из-за финансовых трудностей, женился на дочери руанского палача. Когда тесть в первый раз взял его с собой на казнь, Шарль грохнулся в обморок. Но привычка - великая сила. Постепенно он привык к виду отсеченных голов. По обычаям того времени должность палача в обязательном порядке передавалась сыну, либо, при его отсутствии, зятю исполнителя казней. Таким образом, Шарль Сансон унаследовал должность руанского палача.
Любопытно, что поскольку должность палача в семействе Сансонов передавалась от отца к сыну, чтобы не изменять этой традиции Шарлю Батисту Сансону пришлось вступить в должность в 8-летнем возрасте. 2 октября 1726 года он после смерти отца был утвержден решением парижского генерал прокурора в должности исполнителя верховных приговоров королевского суда Франции. «Так как было невозможно, – писал хронист, – чтобы ребенок его возраста сам мог выполнять грустную обязанность, которою он был облачен, то Парламент дал ему в помощники палача по имени Прюдом, требуя, чтобы он хотя бы присутствовал при всех казнях, совершавшихся в то время, дабы придать им законный вид».

Особенно много работы выпало на долю парижского палача Шарля Анри Сансона, казнившего в период французской Революции Людовика XVI, Марию-Антуанетту, Дантона и многих других знаменитых и простых французов. Конечно введенная при нем в обращение гильотина во многом облегчила труд, но эмоционально быть исполнителем революционного террора было непросто даже палачу. По свидетельствам современников он был «чрезвычайно добрый, кроткий, привлекательный человек», щедро раздававший милостыню тем бедным, которые им не гнушались». Шарль Анри Сансон не выдержал конвейера казней времен Революции и ушел в отставку. Уже его сын Габриэль казнил Робеспьера.
Казнь аристократов на площади Буффе в Нанте в 1793 году
 
Можно сказать, что династию палачей Сансонов подкосил «денежный вопрос». В 1840 году парижским палачом стал Клеман Анри Сансон. Он запутался в долгах, как в шелках. И осаждаемый кредиторами, заложил у ростовщика свое «орудие труда» - гильотину. Но едва он это сделал, как от судебных властей Парижа пришел приказ явиться для исполнения смертного приговора. Сансон бросился к ростовщику с просьбой выдать ему на непродолжительное время гильотину. Но ростовщик был непоколебим. В результате Сансон был отправлен в отставку в 1847 году.
Однако, известная фамилия помогла ему спустя некоторое время разбогатеть. Его разыскал журналист д'Ольбрез и за 30 тысяч франков от имени издательства выкупил у него право воспользоваться его именем для издания книги. В 1863 году в Париже вышли шеститомные «Записки палача», редактором которых значился Клеман Анри Сансон. На самом же деле Клеман к этим «Запискам» не имел никакого отношения, их написал в соответствии со своей фантазией д'Ольбрез.

Немає коментарів:

Дописати коментар