суботу, 10 червня 2017 р.

Бегущие по лезвию бритвы.Молодежные банды Кривого Рога

Бегущие по лезвию бритвы

 
Явление
Двадцать лет назад Кривой Рог "прославился" как место жестоких подростковых войн
Пару недель назад информационные сайты Кривого Рога сообщили о том, что бывшая криворожанка Мария Благова, которая уже семь лет живет за границей, написала роман «Балансируя над пропастью» - о феномене криворожских молодежных банд, известных под названием «бегуны». Автор даже собиралась приехать в родной город на презентацию своей книги и автограф-сессию. Эта вроде бы ничем не примечательная культурная новость, тем не менее, неожиданно взбудоражила Кривбасс. Оказалось, что в памяти многих еще весьма свежи воспоминания двадцатилетней давности о страшном и в то же время необычном явлении, каким, вне сомнения, являлись «бегуны».
«Днепр Вечерний» тоже решил поднять тему «бегунов» неспроста. Дело в том, что автор этих строк – уроженка Кривого Рога, и пик местных подростковых войн пришелся как раз на мои школьные годы. Конечно, я как хорошо воспитанная девочка из приличной семьи не имела прямого отношения к нижеописанным событиям, но история «бегунов» рикошетом затронула подавляющее большинство криворожан. Так, в нашем классе, по слухам, «бегали» пару мальчиков – дети вполне благополучных родителей. А в соседнем микрорайоне от рук «бегунов» трагически погибла девочка, с которой мы как-то вместе отдыхали в пионерском лагере, где она официально была признана первой красавицей. Но сейчас я хочу отвлечься от личных воспоминаний и вернуться к истории вопроса.
Все началось от скуки и безделья
Есть несколько достаточно правдоподобных версий того, откуда берет начало движение криворожских «бегунов». По одной из них, причиной молодежных уличных войн стал период тотального дефицита и экономической разрухи в стране, против которого, собственно, и был направлен своеобразный подростковый бунт. Но мне как очевидице тех событий эта версия кажется слишком надуманной – ну не помню я среди дворовых «бегунов» настолько идейных личностей, беспокоящихся о судьбах страны.
По другой легенде, за подростковым движением «бегунов» стояли взрослые инициаторы и спонсоры, которые умело управляли молодежной агрессией, используя ее в своих целях – для погромов магазинов, авто, запугивания благополучного населения и даже убийств. Но против этой версии говорит то, что 99% оружия бегунов было самопальным, а их «бега» - явлением достаточно стихийным и неорганизованным.
Более правдоподобной, на мой взгляд, выглядит версия о том, что в Кривом Роге - крупном индустриальном центре, который быстро рос и строился, катастрофически не хватало мест для досуга молодежи. Спортзалы, доступные по ценам кафе и дискотеки в каждом районе были наперечет. За одну из таких танцплощадок однажды и вспыхнул жестокий конфликт между подростками криворожских микрорайонов КРЭС и Заречный, в который постепенно была вовлечена молодежь соседних микрорайонов. Это и положило начало кровавой и беспощадной, а главное - совершенно бессмысленной войне, «играя» в которую, подростки явно подражали героям популярных в то время американских видеофильмов-боевиков.
«Белые розы» и ремни с пряжкой «Rifle»
О внутренней иерархии и традициях «бегунов» мне согласился рассказать 36-летний криворожанин Валерий, который в свое время «бегал», а сегодня является довольно успешным предпринимателем и счастливым отцом двух дочерей. Свою фамилию Валерий по понятным причинам афишировать не хочет, да и «бегунское» прошлое вспоминает с явной неохотой.
- Я попал в «бегуны», когда мне было 14, хотя в банду принимали уже с 12 лет, - рассказывает парень. – Чтобы стать «своим», мне надо было совершить какую-то «диверсию» в стане врага – помню, я принес в качестве трофея кепку одного из старших «бегунов» соседнего микрорайона. Хотя знаю, что в некоторых «отрядах» порядки были пожестче – там, чтобы быть принятым в круг «своих», надо было ранить в ногу кого-то из противников. Причем оружие было самопальным, а в стволе – всего один патрон.
По словам Валерия, группы подростков в каждом районе делились на «старшаков» и «малолеток», главаря группировки называли «рулем». От клички лидера или названия микрорайона происходило название группировки – так, среди «бегунов» были «кони», «быки», «автовокзальные», «артемовские» и т.д.
Были у «бегунов» и свои специфические порядки и традиции. Так, их часто можно было узнать по особым головным уборам типа «кепка-аэродром». Ценились в среде криминальной молодежи и ремни с пряжками «Rifle» - причем парни, не состоящие в группировке, не имели права носить подобные атрибуты. Тех, кто не уважал неписаный закон, могли остановить и избить прямо на улице. Но, как правило, «незаконные» владельцы кепок и поясов расставались с ними мгновенно и по собственному желанию - связываться с «бегунами» было себе дороже.
Среди прочего Валерий упомянул и такую необычную подробность: своим своеобразным «гимном» криворожские «бегуны» считали бешено популярную в те годы песню группы «Ласковый май» «Белые розы». Кстати, поминали своих погибших «в бегах» товарищей хулиганы тоже под строго определенную композицию группы «Статус Кво» - «Теперь ты в армии». Во время исполнения этой песни на танцплощадке полагалось стать в круг, и, опустив головы, топтаться на месте.
Как я понравилась «бегуну»
Наравне со страшными слухами о кровавых подвигах бегунов, которые мгновенно распространялись среди обывателей, на ходу обрастая новыми подробностями, ходили разговоры и об их своеобразном «кодексе чести». Так, якобы изначально по правилам подростковых группировок во время набегов на вражеские территории полагалось не трогать детей и женщин и даже парней, которые были с девушками. Но если такое правило и существовало, то, судя по всему, действовало оно недолго – историй о благородных поступках бегунов практически нет, зато о том, как они стреляли в спину в панике убегавшим невинным людям, искалечив их на всю жизнь или даже убив, - хоть отбавляй.
Однажды «рыцарские» намерения «бегуна» мне неожиданно пришлось испытать на себе. Было мне на тот момент лет 15, и я с десятком ровесников вечером «тусовалась» на лавочке около подъезда своего дома. Увлекшись разговором, мы не сразу заметили, что к нам подошел подвыпивший «бегун» на вид лет 17. Был он в характерном прикиде – короткая поясная курточка черного цвета, джинсы и огромная плоская кепка. Пристально осмотрев всю нашу компанию, которая разом притихла, он остановил свой взгляд на мне и сказал: «Ну-ка, подойди». После чего приобнял меня за плечи и отвел в сторону со словами: «Давай поговорим». Спросив, как меня зовут и где я живу (тут у меня хватило сообразительности указать на дом в противоположной стороне улицы, в котором жила моя одноклассница), хулиган вызвался проводить меня «домой». Когда мы подошли к чужому подъезду, «бегун» назначил мне свидание на завтра и попросил вынести ему стакан воды. Я молча кивнула и, как только дверь подъезда за мной захлопнулась, пулей взлетела на этаж одноклассницы.
Трясясь от страха, мы с подругой просидели, как мышки, не меньше получаса. Выглянуть в окно нас заставили лишь крики моих друзей, которые, обеспокоенные моим долгим отсутствием, пошли искать меня по микрорайону и громко звали по имени.
Кстати, помню, что я нисколько не обиделась, что никто из моих товарищей-мальчишек не попытался за меня заступиться и «отбить» у «бегуна» – мы все знали, что это может плохо кончиться…
Десятилетие бессмысленной войны
В целом движение «бегунов» просуществовало около десятилетия – с начала 80-х годов прошлого века до середины 90-х. Бороться с подростковыми группировками централизованно, по словам криворожских милиционеров, было тяжело, ведь многим правонарушителям, пойманным с самопальным оружием, не было и 14 лет, а значит, их нельзя было привлечь к ответственности. Свою роль в долгой безнаказанности «бегунов» могло сыграть и то, что масштабы их преступных действий, скорее всего, сознательно замалчивались местными властями, ведь в СССР столь массового молодежного беспредела не могло быть по определению. А возможно, представители власти и правоохранители и сами до конца не осознавали размеров угрозы, которую таили в себе подростковые «бега». Так или иначе, считается, что переломный момент в истории «бегунов» наступил осенью 1992 года, когда почти два десятка вооруженных хулиганов совершили нападение на трех милиционеров, один из которых был без оружия.
В результате стычки один милиционер был тяжело ранен, один подросток погиб. После чего за «бегунов» взялись всерьез, ужесточив меры наказания даже для малолетних преступников. С 1995 года движение «бегунов» полностью сошло на нет.
Наша справка: «Бегуны» - бандитское молодежное движение, существовавшее в Кривом Роге в 80-х - 90-х гг. минувшего века. Свое название получило за специфическую манеру подростков вести «боевые действия» - в ходе набега на «вражескую» территорию, круша и уничтожая все на своем пути.
За все время существования «бегунов» в Кривом Роге насчитывалось от 15 до 25 группировок, разделенных по территориальному признаку (по районам). В общей сумме к деятельности уличных банд «бегунов» за десятилетие было причастно около 10 тысяч человек. Пострадало от «бегунов», по некоторым данным, более 1000 человек, около 300 человек погибли.
Ирина КАДЧЕНКОМикрорайоны будущего против районов прошлого
Жители Кривого Рога до сих пор помнят этот ужас при слове "бегуны!". Завидев плотную, как саранча, толпу, люди прятались кто куда. Толпа разбивала витрины магазинов, крушила припаркованные автомобили. Если в перспективе появлялся отряд противника, в ход шли самодельные гранаты, арматура, ножи, цепи, кастеты и "розочки" - отбитые горлышки бутылок.  
Так откуда же взялось это странное и жуткое движение "бегунов"? Чтобы это понять, нужно вернуться в Кривой Рог восьмидесятых. Семь районов города, славящегося металлургическими предприятиями-гигантами, длинной "кишкой" вытянулись вдоль загаженной промышленными отходами реки Саксагань. Убогая архитектура, ужасающая экология плюс давние уголовные традиции бывших зэков, присланных на стройки народного хозяйства, будто специально были созданы для пробуждения жестоких инстинктов. 
- Все началось с момента строительства "микрорайонов будущего" (так называли новостройки, которые гордо отстранились  от обшарпанных хрущевок. - Авт.), - рассказывает бывший "бегун", а ныне уважаемый в городе владелец сети магазинов 45-летний Олег. - Город разрастался, а количество танцплощадок оставалось прежним. Первыми борьбу за танцплощадку начали парни старого квартала КРЭС ("Криворожская электростанция") и подростки нового микрорайона Заречный, который вырос неподалеку в степи.  
Поначалу "бегуны", избравшие своим официальным гимном слащавую песенку "Белые розы" группы "Ласковый май", "просто играли". Чего только стоил помпезный ритуал объявления начала военных действий! Группировки КРЭСа и Заречного, жившие по разные стороны водохранилища, применяли для этой цели зенитные орудия времен Великой Отечественной войны, которые стояли на берегу водоема на мемориальном постаменте. Утром, проезжая через плотину, пассажиры автобусов поворачивали головы в сторону зенитки. Если ствол зенитки смотрел в сторону Заречного, значит, группировка КРЭСа объявила ему войну. Если зенитка повернута в сторону КРЭСа, значит, война со стороны Заречного. Если дуло опущено вниз, объявлено временное перемирие… 
Проезжая через плотину, пассажиры смотрели, в какую сторону повернуты дула зениток, чтобы узнать, кто с кем сегодня воюет.
Проезжая через плотину, пассажиры смотрели, в какую сторону повернуты дула зениток, чтобы узнать, кто с кем сегодня воюет. Фото: vk.com
На похороны "бегуна" собирали 2-3 тысячи советских рублей
Пока никто не погибал, "бега" не воспринимали всерьез. Но в октябре 1986 года на дискотеке случилось ЧП. Брошенной "бегунами" гранатой вырвало внутренности одному из подростков.  
Когда взрослые, наконец, спохватились, было поздно. "Бегуны" объединились в отряды по территориальному признаку, создали свои законы, форму, атрибутику, устав. В городе одновременно действовали около 50 группировок. По самым скромным подсчетам, их численность достигала нескольких тысяч человек. Правда, в милицейских сводках тех лет подростковый террор именовался "отдельными хулиганскими проявлениями пьяной молодежи".
В зависимости от места жительства каждая из группировок носила гордое название "автовокзальные", "быки", "кони", "голубцы" и т. д.  
В группировках было четкое разделение труда. Одни мастерили медные трубки, стрелявшие не хуже нарезной винтовки ижевского производства, и старые добрые самопалы, начиняли их дробью и гвоздями. Другие потели над изготовлением "гранат", денно и нощно соскребая со спичек серу и набивая ею промышленные предохранители. Для придания осколочных действий предохранители обвязывали болтами, крючками и гвоздями.
Группировки финансировались за счет поборов со школьников и учащихся техникумов и профтехучилищ. Каждый должен был ежедневно отдать выданный родителями рубль на обед представителю местной группировки. Денег было много, и их тратили на лечение раненых и похороны погибших. Когда в квартиру к родителям покойного "бегуна" являлся какой-нибудь сопляк лет 12 и выкладывал на стол материальную помощь - две-три тысячи советских рублей, родственники теряли дар речи. 
Виновных стали сажать в тюрьмы
Пока группировки мерялись силами в "честном бою", вокруг них еще держался романтический ореол. Ситуация изменилась, когда "бегуны" стали играть без правил. Самым страшным считалось попасть к ним "в беспредел". Так называли ситуацию, когда они били каждого, кто встречался им на пути, даже тех, кто не состоял ни в одной из группировок.
На мальчишку (девочек и взрослых "бегуны" не трогали. - Авт.) накидывались всей стаей, зачастую у стен его же собственного (!) дома. Закон о том, что каждый должен ходить по "своей" территории, перестал действовать. В ход шли ноги, палки, кирпичи, огнестрельное оружие. Поэтому, завидев "бегунов", "домашние дети" пытались спрятаться в подъезде или каком-то укрытии. 14-летний житель Кривого Рога Саша Жердев спрятаться не успел…
В тот день Саша, не состоявший ни в одной из группировок, вышел во двор, чтобы обменяться со знакомой девочкой кассетой. Увидев, что мимо несется отряд "бегунов", побежал к своему подъезду, но, сраженный выстрелом в спину, рухнул на асфальт. "Все, его кончили!" - крикнул кто-то из толпы, и группировка побежала дальше. Пуля "бегуна", застрявшая в позвоночнике Саши, оборвала все его мечты. Он пересел в инвалидную коляску.
- Милиция возбудила уголовное дело, но того, кто в меня стрелял, не нашли, - вспоминает 39-летний Александр Жердев, который после окончания киевского вуза сейчас живет в столице.  
С 1991 года контроль за молодежными группировками усилили. По городу у мест отдыха молодежи круглосуточно курсировали специальные микроавтобусы с работниками уголовного розыска и городской инспекции по делам несовершеннолетних. Судьи стали уходить от таких мер, как условное наказание и отсрочка исполнения приговора. Теперь, если погибал или был тяжело ранен несовершеннолетний, получал наказание не только тот, чей выстрел оказывался роковым, но и все остальные 10-12 человек, которые его избивали или стреляли (раньше они проходили как свидетели). Это повлияло на "имидж" "бегов". Сидеть никому не хотелось.
4 ноября 1992 года стало переломным моментом в подростковой войне. В тот день "бегуны" впервые напали на милицию. А милиция впервые за все эти годы применила оружие как меру крайней необходимости. Подростков было 21, а милиционеров трое, один из них оружия не имел. В завязавшейся перестрелке получил ранение 18-летний парень и погиб 14-летний подросток. Население, измотанное изнурительной войной, встало на сторону милиции.
В 1993-1995 годах бои пошли на спад. По различным данным, за это время в Кривом Роге погибли 28 подростков и сотни получили ранения.
МНЕНИЕ
На зоне их называли "бакланами"
- Уголовный мир был против "бегов", как ни странно, - вспоминал бывший милиционер, старший оперуполномоченный Саксаганской криминальной милиции по делам несовершеннолетних Алексей Нестеров, чье имя как опытнейшего специалиста по борьбе с "бегами" неразрывно связано с историей этого явления. - Хотя бы по той причине, что подростки совершали преступления, лишенные корысти, а в уголовной среде это считалось большой глупостью. "Бегуны" в основном сидели по 206 статье часть 3 - за хулиганство. На зоне таких парней называли "бакланами". Ну взломай ты сейф, залезь в карман, сделай мошенничество талантливо. А тут на тебе - какой-то чудак лезет в тюрьму ни за что ни про что! "Баклан"! Лучшего определения, по-моему, не придумать.
КОМПЕТЕНТНО
Многие потом пополнили состав ОПГ
- Со временем уголовный мир стал приветствовать "бега", - говорит бывший начальник Саксаганской милиции Кривого Рога Сергей Дратованый.  - Во-первых, милиция отвлекалась на малолеток, и взрослым преступникам было вольготнее творить свои преступления. Во-вторых, процентов 20 бойцов, поднаторевших в подростковых войнах, перешли потом в ОПГ. Оружие, изготовленное "бегунами", не раз еще всплывало в совершенных преступлениях. Так, в 1994 году, когда "бега" уже начали идти на спад, милиционер Дмитрий Войчишин, сделавший замечание двум хулиганам, получил в ответ смертельное ранение из "бегуновского пистолета", переделанного под стрельбу малокалиберными патронами. Многих "бегунов" от тюрьмы и ОПГ спасла армия. Многие, повзрослев, потом очень сожалели о своем боевом прошлом. Недавно на улице ко мне подъехал на мотоцикле мужчина средних лет: "Вы меня не помните? Я ж бывший "бегун". Какие же мы были дураки!". - "А где ваш "руль", ваш бывший лидер?", - спрашиваю. - "Да все по тюрьмам, по тюрьмам"…

Немає коментарів:

Дописати коментар