До $30 млн ежемесячно может терять холдинг миллиардера Рината Ахметова из-за экономической блокады Донбасса. 21 февраля на оккупированной территории остановились два его предприятия: Енакиевский металлургический завод и акционерное общество «Краснодонуголь». Ввоз руды и вывоз готовой продукции и добытого на неподконтрольных Украине территориях угля стал невозможным
Politeka поинтересовалась у участников блокады и тех, кто ее поддерживает, сколько и как зарабатывал Ринат Ахметов до блокады, почему самый богатый человек Украины владеет эксклюзивным правом производить продукцию в ОРДЛО и какие налоги он платит оккупантам.
— Ахметов – не бизнесмен. Он работает на схемах обкрадывания государства и людей. Ахметов – политик, который исподтишка пытается скупить всю Донецкую и Луганскую области, а также все стратегические предприятия Украины, чтобы стать царем этой территории.
Последний месяц мы часто вспоминаем формулу «Роттердам плюс», где цена высчитана от 1700 гривен за тонну (цена, которая заложена на 2017 год, – ред.). Стоимость угля в тарифе на электроэнергию закладывается исходя из размера его стоимости в порту Роттердама и расходов транспортировку из Голландии в Украину. Хотя Украина не ввозила уголь по такой схеме. Поставки шли с оккупированных территорий, где реальная стоимость угля – 500-700 гривен за тонну. В последнее время оттуда завозили в Украину не антрацит, а уголь низкой марки, а также шлам, что является просто мусором.
Под эту цену нам всем подняли коммунальные платежи. По подсчетам экспертов, с народа собрали от 10 до 15 млрд гривен из-за разницы тарифов. Порошенко и Гройсман заявляли, что это делается для того, чтобы обезопасить Украину и дать возможность энергетической системе Украины быть независимой от оккупированной части Донецкой и Луганской областей. А полторы недели назад премьер-министр заявил, что не получается Украине жить без оккупированных территорий, наша энергосистема уже который год зависит от оккупированных областей. У меня вопрос к Гройсману и Порошенко: как вы будете возвращать населению Украины 10-15 млрд? Методами наживы Ахметова должны заниматься прокуратура и фискальная служба.
Сейчас там (на оккупированных территориях, – ред.) закрываются заводы Ахметова и шахты. Поскольку уголь им некуда девать. В «ДНР» и «ЛНР» отсутствует другой рынок сбыта, кроме Украины. У них сейчас закончатся деньги. Предприятия Ахметова, действовавшие на оккупированной территории, сотрудничали с оккупационным режимом. Они должны были закрыться еще в 2014 году. Все предприятия, которые не относятся Ахметову, были либо порезаны на металлолом, либо вывезены в Россию. А сейчас Ахметов пользуется тем, что он не коронованный король Донбасса, пытается все, что там есть, скупить. Он уплачивал налоги и просто перечислял деньги оккупационному режиму. Иначе никто бы ему не позволил там работать.
Сейчас идет риторика, что из-за закрытия предприятий Ахметова на оккупированных территориях тысячи украинцев останутся без рабочих мест. Те, кто там сейчас проживает, называются гражданами, которые временно проживают на оккупированных территориях. Это международное определение. Украинцами они станут в двух случаях: либо они пересекут линию фронта и переедут к нам, либо Украина избавит их от оккупации.
Ахметов, пользуясь своим положением, захватил 70% тепловых станций. Начал влиять на нашу власть, которая в угоду ему начала снижать генерацию атомных и гидроэлектростанций, где себестоимость электроэнергии в 3-4 раза меньше.Искусственно увеличивалась доля в энергетике электростанций Ахметова за счет государства.
С 1 марта себестоимость 1 киловатта электроэнергии, которую выпускают ТЭС, увеличат до 1,95 грн. Себестоимость 1 киловатта на атомной электростанции составляет 50 коп. Разница ощутима.
— Блокада помогла, прежде всего, раскрыть схемы зарабатывания денег на угле. Никто бы об этом не узнал, если бы не заблокировали железную дорогу. Все теперь поняли, что мы покупаем уголь не так, как у нас в документах прописано: 1400 грн за тонну (цена, которая заложена на 2016 год, – ред.), а по 500 грн. В интернете люди с Донбасса выставляют объявления: «Продам оптом уголь по 450-500 грн за тонну». Это его реальная цена.
Эшелоны загружались и везлись сюда, а власть это все писала по формуле «Роттердам плюс» и на этом Ахметов зарабатывал по 800-900 грн сверху. Но ему этого мало. В тарифах забита сумма угля по 1400 грн и выше. Получается, что тарифы все завышены. Электричество, производимое на ахметовских ТЭС, стоит на самом деле на 50-70% дешевле. На столько же должны уменьшиться суммы в квитанциях на тепло и электричество.
Если власть не будет реагировать, то загонит себя в тупик. У нее и так нет поддержки людей. Сейчас надо признать свои ошибки и наказать виновных, которые это допустили. К таким аферам могут быть привлечены и верхи во власти. Я не верю, что они не знали, что происходит у них под носом. Нашими украинскими поездами это все перевозилось. Значит, власть покрывала это.
Все понимают, что Ахметов замешан в войне, что у него руки в крови, что сейчас продолжает спокойно работать на оккупированной территории. Все знают, кто он такой и как он зарабатывал деньги в 1990-х. Сейчас он имеет влияние на нашу власть и торгуется с ней, потому что приватизировал стратегически важные предприятия, которые поставляют украинцем свет и тепло.
Понимаю, что его не посадят. Таких людей трудно привлечь к ответственности, но забрать имущество можно. Пусть оно будет государственное, пусть оно будет убыточное, но никто нам не будет указывать, как жить.
Ахметов зарабатывает на простых украинцах, а мы платим за свет и тепло по сумасшедшим ценам. Нужна блокада не только на железной дороге, но и на автодорогах. На сегодня торговля с Россией, нашим оккупантом, продолжается. Оборот за 2016 год составляет $6 млрд. Если бы перекрыли дороги, то увидели, что еще возят на и с оккупированных территорий, и мог бы разгореться еще не один коррупционный скандал.
— Блокада наносит Ахметову невероятные убытки, потому что не доставляется уголь и не происходит торговля с сепаратистами. Ахметов пытается выкрутиться, но вижу, что блокадники настроены его победить. Времена таких олигархов, как Ахметов, проходят. Его сейчас защищает государство Украина, которое возглавляет олигарх Порошенко. Потому что у них есть общий бизнес.
В Украине продолжается перманентная революция, а блокада – один из ее элементов. И он довольно-таки решительный. Если Ахметова не накажет государство, то украинский народ точно это сделает. Чтобы Украину сделать самостоятельной и соборной, должен исчезнуть олигархат. Возникает вопрос: кто кого? Думаю, Ахметова преодолеем. Лучшее, что может ждать его, -он успеет убежать за пределы страны. Хуже всего – его могут казнить.
Какую роль он сейчас играет на востоке? Это олигарх, которого поставил Кремль, которого завязали в украинскую экономику с начала 1990-х. Но нет таких узлов, которые нельзя было бы развязать.
Война ему выгодна. Потому что он зарабатывает на росте цен на контрабанде. Пользуется тем, что в «ДНР» продукты в несколько раз дороже, и возит их туда из Украины. Его отношения с сепаратистами строятся на партнерстве, дружбе и шантаже одновременно.
Чтобы раскулачить Ахметова, нужен современный украинский Аугусто Пиночет или Иван Богун, которого выкует революция. Через выборы такой человек не может прийти к власти. Потому что через выборы приходят только выгодные для системы люди – мошенники либо те, кто готов идти на компромиссы.
Ахметов будет умудряться заработать и на блокаде. Например, будет повышать тарифы на свет. А еще будет делать все, чтобы навредить блокаде. Его средства массовой информации манипулятивно доводят населению, что блокада вредит Украине.
Ахметов выступает посредником между властью и сепаратистами. Это враг, это первый агент Кремля. Как только свергнем Ахметова, вся эта система рухнет. Именно эта олигархическая, клептократическая и постсовковая система держит Украину в московских оковах.
Яна Романюк
Немає коментарів:
Дописати коментар