В СССР секса не было, а в России о нем не принято говорить. И уж тем более представить себе невозможно, что бы кто-то говорил о сексе с детьми. Но было ли так всегда?
В начале прошлого века
О сексе на государственном уровне впервые заговорили еще в начале XX века, сразу после окончания гражданской войны. 20-е годы того века были временем различных общественных, политических и социальных экспериментов. Власть поощряла теоретические исследования и эксперименты в самых разных областях жизни общества, в том числе и в области секуальных отношений.
Первые годы после победы Большевистской революции характеризовались невероятной, даже по сегодняшним меркам свободой нравов. Главное СМИ страны, газета «Правда» писала: «Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности».
Известная деятельница революции Александра Коллонтай выступала за свободную любовь и печатала свою нашумевшую статью: «Дорогу крылатому Эросу». А свободный секс между членами коммун был в то время обычным делом. Именно тогда, по наставлению все той же Коллонтай, выпускавшей книги и статьи пропагандирующие свободную любовь, в экспериментальных школах вводились первые программы по сексуальному образованию детей. А скульптор Меркуров рисовал эротическую азбуку для детей и подростков.
UPD: В комментариях подсказали, что про азбуку, вероятно, фейк. Ссылки на азбуку есть только в блогах. По крайней мере, не смотря на на дату работы (1886-1924) нет упоминаний об использовании её в школах. Прошу прощения.
Тем не менее именно сексуальная «распущенность» стала одной из причин закрытия всех проектов по сексуальному просвещению.
Советская сексуальная революция 20-х годов, обладавшая в отличие от американской сексуальной революции 60-х, огромным административным ресурсом столкнулась ровно с теми же проблемами, что будут во времена хиппи. В условиях низкой культуры быта и антисанитарии, на фоне подобной свободы нравов резко возросло распространение ЗППП. А лечить их в те времена толком не умели, да и средств на это не было. Набор критической массы больных совпал с ужесточение внутрипартийной борьбы, а пришедшие к власти люди были гораздо консервативнее в вопросах морали, чем их предшественники. Буквально за несколько лет риторика газет и лидеров партии кардинально поменялась, а все проекты по сексуальному просвещению были свернуты и забыты на десятилетия.
СССР 60-х и 80-х
Разговоры о необходимости введения в стране сексуального образования возобновятся в СССР только в 1962 году. Правда тогда, половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное, собственно сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх и часто объявлялось ненужным. О том, чтобы познакомить подростков с основами контрацепции никто даже не помышлял. И пускай в Академии Педагогических наук СССР был создан сектор "этико-эстетических проблем полового воспитания", он занимался, главным образом, морализаторством, пропагандой полного сексуального воздержания до 20-25 лет и запугиванием подростков ужасными последствиями мастурбации: импотенция, потеря памяти и т.д.
В привычном же для нас понимании эти разговоры притворятся в жизнь только в 1983-85 годы, с введением в школьные программы курсов: "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов в 8 классе) и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа в 9-10 классах).
Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто не позаботился заранее об обучении учителей особенностям преподавания этого курса. К тому же, учебные пособия для учителей А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы отношения полов трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций. Учебники для самих школьников сексуальные сюжеты вообще старались обойти. В результате школьный курс, практически оказался мертворожденным и был выведен из программы.
В России
Новым толчком к обсуждению темы сексуального образования в школе стали события 90-х годов, подтверждая тезис о том, что революция сексуальная всегда сопровождает обычную.
В начале 90-х сторонники сексуального просвещения предприняли новую попытку претворения своих идеи в жизнь. И уже в 1993 году первые школы включили в свои программы образования уроки полового просвещения.
Одним из главных инициаторов появления образовательных программ по сексуальному просвещению в 90-е годы была Екатерина Филипповна Лахова. Екатерина Филипповна была самой главной феминисткой и инициатором создания программ полового образования в Государственной Думе того времени, а также одним из главных сторонников внедрения в России ювенальной юстиции. Именно она была одним из соавторов федеральной программы "Дети России", составной частью которой была программа "Планирование Семьи".
На последнюю в 1993 году, благодаря стараниям Лаховой был выделен миллиард рублей. А в 1994 уже 2,6 миллиарда (последний раз деньги на эту программу она попросит в 1997 году, сумма составит 16 млрд. рублей, но бюджет выделен не будет). Помимо разработки образовательных программ и сопутствовавших материалов, большая часть выделенного бюджета была отведена под закупку средств контрацепции для подростков.
Но не смотря на одобрение общества (по результатам всероссийского опроса 1991 г. за введение уроков полового просвещения в школе высказалось около 60% населения.) и тот факт, что "Планирование семьи" оказалась одной из немногих успешных федеральных программ, повлиявших на статистику (Число женщин репродуктивного возраста, применявших контрацепцию независимо от партнера возросло с 24,2% до 27,3%. Возрос процент современных способов контрацепции по отношению к "народным". Число искусственных абортов на 1000 женщин снизилось, по данным официальной статистики, с 88 в 1993 до 55 абортов в 1997), сексуальное образование не было включено в школьную программу.
Немає коментарів:
Дописати коментар