середу, 1 лютого 2017 р.

Северная война 2.0. Финляндия стала последней надеждой «Газпрома»

Северная война 2.0. Финляндия стала последней надеждой «Газпрома»

Финляндия может легко избавить Европу от истерик «Газпрома», запугивающего ЕС проблемами с поставками газа
Для очередных истерик «Газпрома» повод дала Польша. Российская монополия требует от польской PGNiG заключить долгосрочный контракт на транзит газа после 2022 года. Поляки, тем временем, никуда не спешат, а в ответ на претензии «Газпрома», назвали его «неопределенным партнером». Впрочем, об Украине «Газпром» тоже не забыл и завел традиционную мантру о воровстве газа.
«Российских телезрителей «кормят «правильными» новостями. Оказывается, Украина увеличивает воровство газа из ПХГ. Заметьте, не из российских или европейских, а своих — украинских! Телезритель должен твёрдо знать, что газ в ГТС и ПХГ Украины может быть только российским. Закупка газа в Европе по схеме реверса — это временное недоразумение, не отражающее настоящее право собственности», — не без иронии отмечает Михаил Корчемкин, владелец East European Gas Analysis.
Ситуация на самом деле парадоксальная: на уровне компаний «Газпром» и «Нафтогаз» вполне успешно работают, более того, без украинской газотранспортной системы российский газовый монополист не сможет нормально обеспечить поставки газа в ЕС. Но при этом, Кремль делает все возможное, чтобы дискредитировать не только Украину, но и все остальные восточноевропейские страны, через которые проходит транзит российского газа в Европу, продвигая сверхдорогие и чрезвычайно рискованные проекты обходных газопроводов Северный поток 1 и 2 (ну и конечно же, не забывая о «Турецком потоке»).
В этом ключе, недавнюю встречу президента Украины Петра Порошенка с президентом Финляндии Саули Ниинистьо можно рассматривать как попытку контригры со стороны Украины. Одним из вопросов, которые обсудили президенты, было строительство «Северного потока-2». «Говоря о сотрудничестве в области энергетики, мы рассчитываем на принципиальную позицию Финляндии относительно проекта «Северный поток-2″. Так называемая коммерческая привлекательность этого проекта несет в себе ряд политических рисков», — сказал Порошенко.
Если же более пристально посмотреть на роль Финляндии в «Северном потоке-2», то мы увидим временную и финансовую зависимость от нее данного проекта. Длина «Северного потока», который уже качает газ, составляет 1224 км. В море над его строительством работало 148 судов, которые перевезли около 200 тыс. отрезков труб массой в 2,5 млн тон. Но чтобы корабль нормально функционировал, ему, время от времени, нужен порт. С одной стороны магистраль проходят вдоль Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. Мы знаем, что отношения РФ с этими странами настолько испорчены, что она даже не пытается вести переговоры. На излете трубы Калининград, но это тоже не оптимизирует работу.

С другой стороны газопровода — Финляндия и Швеция, береговые линии которых параллельны 70% протяженности трубы. Если порты не удастся арендовать и будут использованы порты Германии и РФ, то даже трудно сейчас посчитать на сколько по времени затянется строительство «Северного потока-2» и на сколько оно подорожает. Так, что Росии необходимо договариваться со Швецией или Финляндией.
Неприятные новости «Газпром» уже получил от Швеции. «Власти шведского острова Готланд намерены отказать компании Nord Stream 2 AG в аренде порта в Слите для работ по строительству газопровода «Северный поток-2″ из России в Германию по дну Балтийского моря», — сообщило в декабре 2016 года шведское информагентство ТТ.
Отложить подписание договора об аренде своего порта решили и власти города Карлсхамна. «Мы замедлим процесс и заморозим соглашение с тем, чтобы обсудить еще раз вопрос после новой информации, полученной вчера», — заявил в тоже время шведскому телеканалу SVT глава администрации города Пер-Ула Матссон.
Окончательное решение по аренде портов планируется принять в феврале 2017 года. Как известно, для строительства газопровода есть экономическая необходимость арендовать четыре порта, расположенные на острове Готланд и в городе Карлсхамн.
В тоже время министр обороны Швеции Петер Хультквист, выступая перед журналистами сказал, что «согласно сделанным оценкам, использование портов оказывает негативное влияние на шведские военно-политические интересы».
На фоне позиции шведов, принципиальное значение приобретает, то, что скажут финны. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля, 23 января текущего года заявил, что Финляндия пока не получала заявку от России на проведение работ по «Северному потоку — 2″.»Для Финляндии это вопрос экологии, как и в первом проекте. Мы пока не получили заявку, но для нас это обычный экологический проект, а не политический вопрос», -подчеркнул Юха Сипиля. Финляндия остается в списке тех, с кем РФ еще надеется договориться по этому вопросу.
Можно предположить, что встреча Президента Украины с главой Финляндии и подписание Меморандума определяет еще не озвученный ответ. Финны сыграют более дипломатично и мотивируют свой отказ РФ в аренде портов беспокойством о состоянии экологии. Кстати, Европа начала решать вопрос энергетической безопасности кардинальным образом — увеличивая долю возобновляемых источников энергии. И именно такое предложение, включая также сотрудничество в области энергоэффективности и альтернативного топлива, были задекларированы в Меморандуме, который Украина и Финляндия подписали 24 января этого года.
Стоит отметить, что еще в прошлом году компании Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall — партнеры по проекту сообщали, что приостанавливают свое участие в его реализации. «Газпром» сделал очень выгодное коммерческое предложение: 50% в доле проекта доставалось партнерам, по 10% каждой.
Продолжать проект самостоятельно «Газпром» не сможет по двум причинам: отсутствие правовой базы и финансирования.
Затраты на «Северный поток-2» планируются на уровне 8 миллиардов евро, а если учесть стоимость заимствований, то сумма достигнет почти 10 миллиардов евро. Эти цифры назвал зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. С одной стороны, сумма вроде бы преодолимая, но если это была бы единственная затратная статья компании.
Поэтому, надо идти на рынок заимствований. А там санкции! И деньги никто не дает. «Газпром» заявил, что в 2017 году планирует выделить на строительства газопровода около 111 миллиардов рублей (около 1,7 миллиарда евро).
Михаил Гончар, эксперт по энергетическим вопросам считает, что партнеры «Газпрома» по «Северному потоку-2», которые отказались от сотрудничества «уже не вернутся в проект. Они опасаются попасть под санкции, которые все расширяют, и потерять намного больше, чем заработать».
Кроме всего прочего, Гончар назвал и техническую проблему. В РФ нет компаний способных провести глубоководную укладку труб. Раньше этот вопрос «Газпром» решал с итальянской компанией, с которой позже побили горшки. «Сейчас на укладку труб они пытаются подрядить специалистов из Швейцарии. Но они тоже не хотят попадать в жернова санкций», — подчеркнул эксперт.
Михаил Гончар отмечает также, что «за время противостояния русские усилено поработали и некоторые страны идут на попятную. Очень твердую позицию в этом вопросе занимает Польша. Она, как член ЕС, имеет в Европе больше веса, чем Украина и потому к ней вынуждены прислушиваться».
В свою очередь, предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев, убежден, что европейские страны должны быть более осторожными в своих решениях, ведущих к усилению их зависимости от России. «Когда не будет украинского маршрута и Германия останется с двумя Северными потоками, Газпром может использовать это для различных способов шантажа: более высокие цены, это может быть геополитическое давление, это может быть шантаж других соседей России, таких как Польша, Словакия», — сказал он.

Немає коментарів:

Дописати коментар