середу, 15 березня 2017 р.

Кремль боится, что может потерять Беларусь так же, как потерял Украину.

Кремль боится, что может потерять Беларусь так же, как потерял Украину.

На прошлой неделе произошло много значимых для геополитики событий, и эволюция внутриполитической ситуации в Беларуси не получила должного внимания.

Об этом пишет Пол Койер в статье "Почти революция" в Беларуси: балансирование Лукашенко и страх Путина перед новым Майданом", опубликованной на сайте издания Forbes.

Беларусь, как правило, не стоит на первом месте в списке стран, за новостями из которых следят обычные американцы. Однако недавние события там стали веской причиной, чтобы обратить внимание на эту страну.

В середине февраля, в ответ на введение налога для тех, кто работает меньше полугода, начались общественные протесты против режима Александра Лукашенко. С тех пор они стали более массовыми и переросли в требование системных политических изменений. Это столкновение с режимом, который не привык к вызовам. Этот протест также усугубляет опасения Кремля, что он может вновь столкнуться с еще одной "цветной революцией" на своей границе, и это может вызвать жесткий ответ России.



Внешних наблюдателей можно было бы простить за то, что они не заметили ветер перемен в Беларуси, где все казалось прежним. Тем не менее, изменения наметились даже в "последней диктатуре Европы"; они были вызваны кризисом в Украине, который стал причиной ряда изменений в отношении Лукашенко как к Западу, так и к Путину, изменения постепенно продолжаются.

Опасаясь, что Запад может поддержать восстание вроде Майдана против него, а также испытывая необходимость в западных инвестициях для стимулирования экономического роста (чрезмерно зависящего от сокращающейся российской экономики) в период рецессии, Лукашенко предложил стать посредником в продолжающейся конфронтации между Россией и Западом из-за Украины.

Аннексия Крыма Путиным и разжигание конфликта на востоке Украины также заставили Лукашенко опасаться, что Россия может предпринять подобные действия в Беларуси, если сочтет, что ее интересы там находятся под угрозой. Поэтому он постепенно начал предпринимать попытки по улучшению отношений с Западом, в то же время, сохраняя связи в области безопасности и стратегический союз с Москвой, поддержка которой ему необходима для сохранения своей власти.

Учитывая мнение Запада, Лукашенко допустил ограниченное количество небольших, несанкционированных акций протеста, таких как в прошлом году, во время дебатов о том, стоит ли позволять России разместить авиабазу на территории Беларуси (Минск смог уклониться от этого требования со стороны Путина, согласившись на закупку новых российских боевых самолетов для белорусских военных, которые затем будут использоваться в рамках единой системы противовоздушной обороны, и также согласившись принять участие в объединенной системе ПВО). За последний год, в угоду Западу, он также освободил нескольких известных политических заключенных.



1 марта 2016 года, в рамках попыток по улучшению отношений с ЕС, министерство внутренних дел Беларуси объявило о более мягкой позиции в отношении протестов. Они больше не будут задерживать протестующих, но полиция все еще может выдвинуть обвинения, и демонстранты будут обязаны появиться в суде и выплатить штраф, но им не нужно будет отбывать тюремное заключение. Это изменение, как и все остальное, подготовило почву для событий прошедшего месяца, которые могут изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику Беларуси.


Reuters
Акция протеста против "налога на тунеядство".
ЕС отреагировал положительно, чуть больше года назад он проголосовал за отмену санкций, которые были введены в отношении 170 белорусских чиновников, включая президента Лукашенко, еще с 2010 года. Тогда Лукашенко расправился с демонстрантами после победы на президентских выборах, которые были омрачены фальсификациями. (Санкции против некоторых чиновников остаются в силе.) За отменой санкций последовал визит в Минск высокопоставленной делегации ЕС, и Лукашенко начал движение в направлении постепенной политической трансформации.

Совсем недавно Лукашенко предпринял другие шаги, которые вызвали одобрение Запада и гнев Москвы, среди них – либерализация визовых требований для более чем 80 стран, включая США и ЕС. В ответ на этот шаг Россия ввела пограничный контроль с Беларусью, граница с которой должна быть "открытой", в результате чего Лукашенко обвинил Москву в "нарушении договоров". Российское недовольство новым визовым режимом, объявленным Минском, оказалось настолько сильным, что редакторы ведущего белорусского оппозиционного новостного издания предположили, что Путин решил сместить Лукашенко.



С начала года нарастает все более явный разрыв между Минском и Москвой, который во многом связан с напряженностью между двумя странами из-за флирта Беларуси с Западом и опасений Москвы, что она может потерять Беларусь, так же как потеряла Украину. Хотя раньше этот страх казался надуманным, эволюция политических протестов и реакция правительства на них заставляют их казаться более реальными.

Российские СМИ указали на то, что Москва видит в Беларуси параллели с ситуацией в Украине несколько лет назад. Российские СМИ винят в текущих событиях флирт Лукашенко с Западом, а также подозревают, что за этим скрывается рука Запада. Стратегическое значение Беларуси для России равносильно Украине, уход Минска с этой орбиты станет стратегической катастрофой, особенно на фоне отчуждения, которое произошло между Россией и Украиной. Это откроет дверь для потенциально агрессивных шагов со стороны Путина, который попытается сохранить Беларусь в российской сфере влияния, если события начнут выходить из-под контроля. Больше читайте здесь: https://ru.tsn.ua/svit/pochti-revolyuciya-v-belarusi-balansirovanie-lukashenko-i-strah-putina-pered-novym-maydanom-forbes-822394.html

Немає коментарів:

Дописати коментар