Вплоть до конца XIX века в Российской империи нещадно преследовали старообрядцев.
В годы правления императора Александра II, которые принято считать самыми либеральными из-за отмены крепостного права и проведенных реформ, четыре епископа-старовера и один священник десятилетиями сидели в монастырской тюрьме за нежелание отказаться от своих религиозных убеждений. Написанную об этом статью в 1882 году вырезали ножницами из самого читаемого журнала Российской империи, пишет на сайте "Медиазона" Максим Горюнов.
В 1882 году известный журналист Алексей Степанович Пругавин случайно получил доступ к архивам пермского губернского правление и канцелярии пермского губернатора. Работая с документами, он нашел дело старообрядческого епископа Геннадия, арестованного в Екатеринбурге 6 декабря 1863 года во время тайного богослужения. Согласно документам, Геннадия допросили и отправили в Суздаль, в тюрьму при Спасо-Евфимиевском монастыре. В тюрьме он просидел с 1863 года до 1881 года. Ему много раз предлагали свободу в обмен на отказ от старой веры. Каждый раз Геннадий твердо говорил нет. Пругавину нравится эта история. В России, которая говорит всему миру, что она за прогресс, науку и просвещение, люди сидят по двадцать лет за желание креститься двумя пальцами, а не тремя. Это сенсация.
На основании архивных документов Пругавин пишет статью в журнал «Русская мысль». У журнала 14 000 подписчиков, это самый читаемый журнал империи. Статья попадает в декабрьский номер. Имперская цензура его задерживает. Статью вырезают при помощи ножниц из всего тиража. Ознакомившись с ее содержанием, министерство внутренних дел шлет циркуляр губернаторам с требованием не пускать журналистов к губернским архивам. По распоряжению министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого, губернаторы обязаны следить за контактами Пругавина со староверами. В результате, журналист вынужден отказаться от дальнейших расследований: чиновники на местах просто не дают ему прохода.
Через 17 лет Пругавин полулегально проникает в архивы монастыря, в котором сидел епископ Геннадий и обнаруживает, что там сидели еще четверо староверов. Их схватили аж в 1854 году и держали в одиночных камерах, как и Геннадия, до 1881 года, требуя отречься от старообрядчества. Их поимка, заключение и освобождение – совершенно секретное дело. Никто, кроме церковного и полицейского начальства, не знал, кто эти пятеро, за что они сидят и почему их в итоге отпустили.
Старообрядцы и государство
В 40-х годах XIX века баснословно богатые питерские староверы-лесопромышленники Громовы организовали в Австрии легальную старообрядческую церковь. С епископами, священниками и монахами. В России весь XIX век староверы были вне закона. Административные санкции против них снимут только в 1905-ом, при Николае II. При Николае I предпринимались карательные экспедиции на север европейской части страны c целью уничтожить старообрядческие общины и монастыри. Книги сжигали, типографии ломали, проповедников отправляли в тюрьмы. Любителям старины пришлось искать приют за пределами страны. Выйти в правовое поле проще всего оказалось в Австрийской империи.
Рукоположенные в Австрии священники и епископы начали приезжать в Россию. По разным данным, от половины до двух третей населения империи с сочувствием относились к сторонникам протопопа Аввакума. Австрийских священников встречали с радостью, что вызвало беспокойство властей. Были принято решение отлавливать их и без суда и следствия сажать в особые монастырские тюрьмы. Самых настойчивых староверов отправляли в тюрьму при Суздальском монастыре. Пругавин, роясь в документах пермского губернатора, обнаружил следы работы огромной машины преследования, работавшей тайно, без огласки.
Пять епископов-староверов
Первых трех старообрядцев прислали в монастырскую тюрьму в Суздаль в октябре 1854 года еще при императоре Николае.
Аркадию тогда было 45 лет. Родом из Молдавии, он родился в селе, рядом с Кишиневым. С юности странствовал по староверческим скитам. В 1829 году в Могилевской губернии, в старообрядческом монастыре принял монашеский постриг. Через четыре года ушел в Турцию, жил в Константинополе, в скитах староверов-некрасовцев. 1847 году отправился в Австрию, где беглым греческим митрополитом Амвросием был поставлен во епископы. По прошествии двух лет, в 1849 году был произведен в сан архиепископа двумя старообрядческими епископами Онуфрием и Алимпием. Аркадий доживет до 1881 года и будет отпущен на свободу немощным старцем.
Алипий – 60 лет, из Калуги. В 1814 году поступил в старообрядческий Лаврентьевский монастырь, где был пострижен в монашество в 1817 году. Жил в монастыре до 1840 года. Затем перешел в турецкие владения и поселился в Славском скиту. 26 сентября 1847 года был рукоположен в епископа города Тульчи (нынешняя Винницкая область). Алимпий в заключении сразу начал болеть, здоровье его с каждым годом становилось все слабее и слабее. 25 августа 1859 года он «по продолжительной болезни волею Божиею помер». Алипий просидел в одиночной камере пять лет. Несмотря на суровость заточения, болезнь и физические страдания, он умер, не раскаявшись в своих «заблуждениях». Наоборот, уверенный в справедливости и святости старообрядчества. Его похоронили на суздальском кладбище, в углу, в котором хоронили умерших от холеры. На похоронах присутствовал квартальный надзиратель по фамилии Розанов. На могильной плите изменена дата смерти и не указано, что он был старовером и епископом. Просто «инок Алипий». Так имперские власти заметали следы.
Федор – единственный, кто сдался и начал просить о переходе в царское православие. О нем Пругавин пишет мало. Упоминает вскользь, что ему не верили и с большим трудом разрешили посещать храм.
Конон – сын донского казака. Отслужив в армии 25 лет, вышел в отставку и принял монашество. В 1853 году выехал в Австрию и был посвящен в епископы. Возвратившись в Россию, около пяти лет исправлял обязанности старообрядческого епископа. В 1858 году был арестован. Император Александр II 20 января 1859 года повелел «отослать Конона в один из православных монастырей, по назначению Святейшего Синода, с тем, чтобы ему там были делаемы кроткие увещания об оставлении его заблуждений и присоединении к святой церкви». Конона «кротко увещевали» на протяжении 23 лет. К нему регулярно приходил синодальный монах и уговаривал оставить старую веру. Ему давали читать книги, в которых лучшие синодальные полемисты доказывали ложность старообрядчества. Конон, сидя в одиночной камере, от скуки слушал и читал, но веры не переменил. Его выпустили уже глубоким стариком, больным и уставшим.
Геннадий – самый буйный и деятельный. Беглый крестьянин Лысвинского завода княгини Бутеро. Когда ему было 18 лет, он бежал с завода. Сначала жил в лесах около Кунгура «в раскольническом ските», состоящем из нескольких келий, населенных старообрядцами, искавшими спасение вдали от греховного мира. Настоятелем у них был схимник Никита. Спустя время, старец Никита был пойман властями и заключен в острог в городе Осе; отсюда он был переведен в кунгурский тюремный замок, где и умер. В марте 1854 года Геннадия арестовали как раскольника и отправили в пермский тюремный замок. По решению суда, Геннадий был переведен в арестантские роты. 14 сентября 1855 года он, находясь вместе с другими арестантами на городской работе, бежал и скрылся в кунгурских лесах. Здесь он прожил зиму, а летом ушел в Хвалынские леса, к епископу Афанасию, прибывшему из Австрии.
9 октября 1856 года он был поставлен епископом Афанасием в пресвитеры, а 21-го ноября того же года в архимандриты. Затем епископ Афанасий отправил Геннадия в Москву к Антонию, архиепископу Владимирскому и всея России, как человека, достойного воспринять сан епископа. Обряд посвящение был совершен в староверческое деревне Гуслицы, к востоку от Москвы.
Приняв посвящение и получив благословение Антония, епископ Геннадий отправился в Пермь. Зная, что власти будут его искать, он постоянно переезжал, часто ночуя в лесу, вдали от людей. До своего ареста в Екатеринбурге, он успел рукоположить 23 священника и 4 дьякона. В 1862 году он был задержан и отослан в Суздаль. От своей веры в монастырской тюрьме не отказался. После освобождения Геннадий переехал в Харьков. Через три года Харьковское епархиальное начальство возбудило ходатайство о высылке его из города. Слишком активно он занимался делами староверческой общины. Геннадий, зная, к чему это приведет, предпочел оставить Россию и бежал в Австрию, к тамошним старообрядцам, где и умер.
Церковные анафемы были сняты со старообрядцев только в 1971 году. Поместный Собор 1988 года обратился в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются «единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом».
Немає коментарів:
Дописати коментар