неділя, 26 липня 2015 р.

Секрет нации: казачьи бои — "спасительное" искусство предков (фото)

Секрет нации: казачьи бои — "спасительное" искусство предков (фото) 

Наука быть здоровым, побеждать в боях смекалкой и беречь обряды

Запорожец Александр Притула уже 20 лет занимается исследованиями и популяризацией такой разновидности казацкого боя, как спас (объединяет в себе несколько видов единоборств и, кроме того, несет немалую философскую и воспитательную составляющую). Причем делает он это не только в родном городе, но и по всей Украине.
"Есть четыре значения термина спас, — говорит Александр. — Первое — это то, что спасает тебя в бою или в жизни. Второе — боевой запас, резерв украинского народа, мировоззрениевоина, защитника и победителя. Третье — дань Христу Спасителю. Человек, который владеет спасом, становится под защиту самого Иисуса Христа. И четвертая версия связана с языческими богами Спасами, которые со временем стали христианскими (мы до сих пор празднуем яблочный, медовый, ореховый спасы). Этому обычаю — как технике боя, так и философии спаса — в казацких родах обучали с детства".
Спас — это не только бой, но и философия, и стиль воспитания.
ИЗ ИСТОРИИ. Исследователи утверждают, что спас появился гораздо раньше, чем восточные единоборства (ушу, карате). "Доказательством тому служит знак дао, используемый во всех восточных культурах, в том числе боевых, — говорит Притула. — Китайцы утверждают, что этот знак появился у них 5 тыс. лет до н.э. Но в одной из известных украинских коллекций древностей среди прочего имеется трипольский глиняный горшочек, созданный 7 тыс. лет до н.э. и на котором красуется тот самый знак.
Экспертиза академика Шилова показала, что спас как явление и мировоззрение появился на нашей территории примерно 6,5 тыс. лет назад еще до скифов, а те уже дали ей серьезное развитие. Изначально спас был неким обычаем. Август, в течение которого и празднуется большинство спасов, — месяц сбора урожая. А где урожай, там и желающие его отобрать. Потому захватчики особо любили нападать в этот месяц. Тогда и придумали, что каждый род будет присылать отряд из молодых людей для охраны и обороны урожая. Атаманы собирали будущих воинов на курганах, высших точках в степи, и обучали правилам защиты. Дальше отряды отправлялись в походы по окрестным населенным территориям. Угодья были немалые, поэтому походы длились не один месяц. Потребности появлялись разные, потому брали с собой и знахаря-лекаря, и купцов, которые, приходя в разные села, вели торг с местным населением. В итоге отряды становились не просто военным подразделением, а неким организованным обществом".
.jpg_345
Александр Притула: "Тяга к лошади у украинцев на генном уровне"
ФИЛОСОФИЯ. Скифская империя простояла около 3 тысяч лет. Всем гостям скифы говорили: "Хочешь воевать — тронь наши святыни. А хочешь жить с нами — пожалуйста: степь большая, места всем хватит". В этом — философия спаса, которая формировалась веками. Ее фундаментом были обычай гордой непокорности, правды и совести. Это целая культура, психоментальный треугольник, состоящий из войны, труда и тренировок. Описание носителей идей спаса, казаков-характерников, прекрасно отражены в сказках "Котигорошко", "Коза дереза". В них четко описывается методика воспитания воина.
СПАС И ЛЮДИ. "Мое знакомство со спасом происходило с малых лет, — вспоминает Александр Притула. — Я родом из села Приморское, которое основал мой предок, запорожец Верещак. А мой дедушка — Яков Худолий, которого запорожцы на год выбрали своим гетманом. Он даже в свое время поднял восстание против Богдана Хмельницкого, за что от него и пострадал. Поэтому бабушка все время любила повторять: "Мы — казацкого рода". Дед еще с трех лет рассказывал и обучал меня спасу. Например, сажал на свои колени и резко убирал их, тем самым учив падать. На ворчание бабушки он отвечал, что это умение когда-то меня спасет. Увлекшись в четвертом классе разными видами борьбы, я часто вспоминал его слова. Кроме того, я зачитывался книгами о казачестве и философии спаса, достать которые удавалось с огромным трудом.
С 1988 года я стал ездить по селам в поисках любой информации о культуре спаса: приемы, обряды, обычаи, связанные с ним, казачьи игры. Очень много информации почерпнул из народных песен. Их нужно не только уметь петь, но и слушать. Ведь песни наших предков умеют лечить души... Много полезного получилось узнать, исследуя народные танцы, искусство трюков на коне — джигитовку: эти движения во многом имитировали приемы спаса. Собирая все по крупицам, удалось восстановить также систему тренировок.
Много интересного рассказали ветераны одной из казачих дивизий. Они поведали, что раньше, во времена Запорожской сечи, чтобы попасть в подразделение пластунов (разведчиков), нужно было почти 20 км пробежать рядом с конем, бегущим рысью, держась при этом за стремена. Некоторые до сих пор помнят искусство владения нагайкой, навыками которого они поделились и со мной. Кстати, они посоветовали внимательней почитать "Энеиду" Котляревского, которая на самом деле — энциклопедия боевых искусств украинского народа. Но больше всего в меня вложил учитель спаса, одессит Леонид Безклубый, чей дед знал это искусство и использовал в времена Махно. Также меня учил родовой казак-характерник Анатолий Бондаренко из села Константиновка на Донетчине (в украинском казачестве у него было имя Батько Правда): именно он объяснил мне духовность спаса".
.jpg_346
Приемы в бою. Часто напоминают движения народного танца.
ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ: "МЫ НЕ НАЦИЯ ДРАЧУНОВ"
Школа традиционных казацких боевых искусств "Спас" существует в Запорожье уже более 20 лет. Последователи спаса утверждают, что это боевое искусство вбирает в себя лучшие мировые достижения в этой области. Вместе с тем множество боевых искусств очень похожи на казачьи, в частности индийское боевое искусство нихангов, элиты сикхов.
В 1997 году школа провела в Запорожье первый фестиваль казачьих боевых и традиционных искусств. Там собрались представители как традиционных (на Сечи их было более 20), так и современных национальных единоборств, олицетворяющих спас: борьба "крест на крест", на поясах, "штовхач" (похожа на сумо), цыганская (ногами в положении лежа), "стенка на стенку". Наряду со спасом существуют и такие национальные боевые искусства, как рукопашный бой "гопак", боевое искусство для женщин "асгарда", "триглав" (древнеславянский вид борьбы) и другие.
Приемы в бою. Часто напоминают танец.
"Несмотря на такое разнообразие единоборств, украинцы никогда не были нацией драчунов, — уверен президент федерации "Спас" Александр Притула. — Драка — это пьяные разборки, не присущие нашим предкам. А спас — это в первую очередь философия и искусство ведения боя для защиты свободы вольного народа. Как говорили наши предки: "Наша воля — на острие сабли". И благодаря этому наших предков знали, уважали, ими восхищались во всем мире. Украинский казак Яков Малык в XV веке, путешествуя в Индию, стал великим визирем. Создатель английского спецназа SAS — потомок запорожского казака Пилипа Коновала. Он даже был награжден орденом "Святой Виктории" — этим орденоносцам сама королева обязана кланяться в знак уважения. В создании американской морской пехоты тоже участвовал потомок запорожского казака — адмирал Турчанинов. При Джордже Вашингтоне он впервые применил ночные высадки, бывшие в арсенале запорожских казаков, захватил несколько английских фортов, помогал Америке обрести свободу и независимость. И такие примеры потомков боевой казацкой славы можно приводить до бесконечности.
Сегодня несколько десятков спасовцев воюют на Востоке. Все эти люди прошли серьезнейшую подготовку, и они — большие патриоты. И нашему роду нет переводу: недавно, например, у спасовца Михаила Преображенцева, добровольца батальона "Азов", и у его жены, тренера школы Жаклин Литавой, родилась дочь Ярина.
Создатель английского спецназа SAS — потомок казака.
ВИДЫ. В спасе есть несколько направлений: боевой, оздоровительный и обрядовый. "Боевой спас — искусство ведения сражения при минимальных потерях со своей стороны. Он — обычай побеждать в первую очередь смекалкой, использовав физическую силу по минимуму. Один из основных принципов спаса звучит так: "Умение предотвратить важнее, чем победить", — говорит Александр Притула. — Оздоровительный спас учит искусству быть здоровым. Причем здоровье рассматривается по семи факторам: физическое, функциональное, психологическое, энергетическое, духовное, социальное и репродуктивное. Все это взаимосвязано: наши предки считали, что если человек здоров физически, но не производит на свет потомство, то зачем он тогда живет? И третье направление — это обрядовый спас: система праздников, традиций, посвящений, которыми богат наш народ".
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ. "Спас" как общественная организация работает во многих странах мира и пытается добиться того, чтобы казацкое боевое искусство было добавлено в программу Олимпийских Игр. Активисты уверены: это вполне реальная задача. "Мы 10 лет писали в министерства с требованиями признать спас национальным видом спорта. Долгое время нас поддержали только местные власти, но недавно мы все-таки достигли своей цели. Ведь боевая культура — это очень важная составляющая любого народа, она — наше наследие. А у нас боевые искусства в основном пока лишь экзотика. На наших семинарах мы часто говорим о спасе, изучаем основы "звычаевого" права, которым пользовались на Сечи. Мы считаем, что оно, как форма права в современных условиях, должно быть источником для формирования государственной власти. В его основе, как уже говорилось, лежит договоренность решать все вопросы сообща, народом. Недаром Карл Маркс несколько лет изучал феномен Запорожской Сечи, которую до сих пор считают прообразом демократического государства в Европе. Наконец, на основе изучения истории наших предков сегодня можно делать довольно реальные прогнозы нашего будущего. Ведь история идет по спирали и часто повторяется. К примеру, в тяжелые времена, как это было, например, при Хмельницком, появляются яркие личности, способные привести народ к победе. Подобные тяжелые времена мы переживаем и сейчас. А значит, в скором будущем очень вероятно появление людей, которые сломают ход истории и войдут в летописи нашей страны как победители".
2_85
Сильный дух. Неотъемлемая составляющая философии спаса.
ДЕТЕЙ УЧАТ ПРИЕМАМ, ВЕРХОВОЙ ЕЗДЕ И ТАНЦАМ
Сегодня в Запорожье открыты две специализированные детские госшколы "Спас". В целом же, по Украине спасом занимается более 5 тысяч детей. Делать это могут все желающие, у кого нет противопоказаний по состоянию здоровья. "Кроме того, спасу учат и в некоторых обычных школах Запорожья, — говорит Притула. — Дети изучают приемы борьбы, народные традиции, обряды, национальные песни. Потом — обязательный экзамен".
"Нас учат владению боевым искусствам, ездить на лошадях и танцевать", — говорит ученик запорожского учебно-воспитательного комплекса "Запорожская сечь" Сергей Грицай. — А еще есть правило: казак никогда спину не гнет. Поэтому учителя следят, чтобы наши спины были ровными. Мы учим историю казаков, организовываем лагеря, где у нас есть свои курени, атаманы, пластуны и гайдамаки.
2_86
Девиз школы "Спас": "Творец-спортсмен и творец-тренер могут создать шедевр"
ДЛЯ НАСТОЯЩИХ УКРАИНЦЕВ
Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Однако на вопросы "Что значит быть украинцем?" и "Что такое быть нацией?", сможет ответить далеко не каждый. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. У каждой нации есть ДНК, свой уникальный код, который спрятан в самом простом и, казалось бы, понятном — оберегах, сказках, песнях. В предыдущих публикациях спецпроекта "Секрет нации" мы писали о коде, "зашитом" в мотанках, колыбельных и писанках. В этот раз мы расскажем о казацком боевом искусстве.
"Думаю, секрет украинцев "зашит" в генокоде, который формирует наши идентичность и характер, — говорит президент Всеукраинской федерации "Спас" Александр Притула. — Его можно увидеть в нашем казацком "звичае". В основе этого слова стоит "Віче", или "Вече" по-русски. Его основа — это собрание, на котором люди оговаривают нормы совместного существования.
В коде украинцев "зашита" также тяга к здоровому образу жизни и физической активности. Тут имеются в виду национальные игры, народные танцы, система обычаев и обрядов, традиционные праздники. У наших предков, казаков, была интуитивная любовь к лошадям — большинство народностей к ним равнодушны. А самое важное звено в этой цепи — стремление к свободе. Истинный украинец никогда не был и не будет рабом! Также нам присуща тяга к самоорганизации, что показывают события различных Майданов.
Все эти факторы, характеризующие нас как нацию, вобрало в себя искусство спаса. Исходя из исследований академика Юрия Шилова, можно сказать, что спас — это сведение противоречий к позитиву: он характеризует нас как абсолютно неконфликтную нацию, стремящуюся в первую очередь найти компромисс в любом споре. А если уж этого не получается, разногласия приходится снимать уже силовыми методами".
БОЙ КАК СПОРТ
"Спас" признан на государственном уровне как вид спорта, что дает возможность проводить чемпионаты мира и Европы, популяризируя украинское наследие. Всеукраинская федерация воспитала более 50 чемпионов мира и Европы по контактным единоборствам. На последнем Кубке мира по казацкому двоеборью, где были представители 8 стран, ученик федерации "Спас" Александр Захожий стал чемпионом в супертяжелом весе. В финале он победил бойца тяжелее себя на 40 кг всего за 2 минуты!
"Я занимаюсь единоборствами 8 лет, — говорит 21–летний Александр Захожий. — Встреча с казацкой борьбой произошла совершенно случайно. В 17 лет, прогуливаясь по Хортице, увидел показательные выступления мастеров казацких единоборств. То, как они выполняли различные трюки, их борцовская техника, виртуозность владения разными видами оружия сразили меня. Я пришел в школу, где проводились такие тренировки. С тех пор спас стал частью моей жизни: он научил порядку и организованности, дисциплине и уверенности. Поскольку у меня за плечами было несколько лет занятий боксом, через два месяца тренировок я уже стал участвовать в соревнованиях и стал чемпионом по спасу на Кубке Мира. Перед боем я всегда надеваю наушники, в которых звучит казацкий марш — он вдохновляет. Есть у меня и оберег — крестик, который подарила мне мама. В жизни спас также часто помогал мне защищать не только себя, но и девушек от навязчивых ухажеров. Только сразу скажу: дело это неблагодарное. Несколько раз в темных переулках я замечал, как компания парней пристает к девчушке. Я подходил, и если ухажеры не понимали слов, укладывал их "отдыхать" на землю. Но в итоге вместо благодарности девушки начинали жалеть своих обидчиков. Такой вот менталитет у наших женщин".

.jpg_347

Немає коментарів:

Дописати коментар