Полковник СБУ Животов: Отца экс-главы Луганской СБУ пытками принуждали вызвать сына в Донецк, а когда он отказался – убили
Российские спецслужбы не раз пытались выманить на подконтрольную им территорию генерала СБУ Александра Петрулевича, и последняя их попытка привела к убийству его пожилого отца, который не мог уехать из Донецка из-за состояния здоровья. Об этом в эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН"заявил бывший первый заместитель Петрулевича Олег Животов. Он рассказал, как 6 апреля 2014 года сепаратисты штурмовали управление СБУ в Луганске, почему оттуда не было заблаговременно вывезено оружие, кто из МВД помогал захватывать здание и как Генпрокуратура подтолкнула сотрудников СБУ перейти на сторону "ЛНР".
В августе в центре Донецка после пыток убили отца генерала Александра Петрулевича, который весной 2014-го возглавлял Луганское управление СБУ. По словам его бывшего первого заместителя, Олега Животова, таким образом российские спецслужбы предприняли очередную попытку выманить Петрулевича на подконтрольную им территорию.
В интервью изданию "ГОРДОН" Животов заявил, что Генпрокуратура делает предателей из всех сотрудников СБУ, которые в апреле 2014 года не дождались помощи от МВД и сами защищали управление в Луганске, и таким образом подтолкнула часть спецслужбистов перейти на сторону "ЛНР". Против теперь уже экс-начальника Луганского управления СБУ генерал-майора Александра Петрулевича и против его подчиненных было открыто уголовное производство по факту служебной халатности и утраты секретных документов.
Олег Животов – кадровый военный, окончил Харьковское высшее военное авиационно-инженерное училище и Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого, 10 лет работал в Военной прокуратуре на следственных и прокурорских должностях, после перешел на службу в СБУ.
В марте 2014 года, с началом войны на Донбассе, Животова назначили первым заместителем начальника Управления СБУ в Луганской области, а через месяц первым замом начальника антитеррористической операции в Луганской области.
Перед смертью старика изощренно пытали. Посмотрите на его посмертную фотографию, которую нам удалось с огромным трудом раздобыть
– Олег Николаевич, ваши коллеги по Службе безопасности Украины традиционно избегают публичности, а вы в последнее время неоднократно давали интервью, в том числе и нашему изданию. Что заставило вас, полковника СБУ, выйти из тени?
– Только одно – желание отстоять офицерскую честь. Уже два с половиной года тянется расследование обстоятельств, при которых произошел захват здания Луганской СБУ. Идет война. Но люди, которые реально могли бороться за целостность Украины, вместо этого как на работу ходят на допросы в Генпрокуратуру.
Кому такая ситуация выгодна? Я считаю это не чем иным, как результатом работы российских спецслужб: они стремились дискредитировать бывшее руководство Луганского управления СБУ во главе с генерал-майором Александром Петрулевичем и, похоже, добились своего. ФСБ действует так, как учил китайский стратег Сунь-Цзы в своем трактате "Искусство войны": "Одержать сто побед из ста – это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения – вот вершина". Причем для достижения своей цели они не гнушаются самыми грязными средствами.
– А вы ждали от них благородства? Как там по Дзержинскому: холодный ум, горячее сердце и чистые руки.
– Наше терпение лопнуло, когда 9 августа нынешнего года в центре Донецка, на территории так называемой "ДНР", был зверски убит отец-инвалид моего непосредственного руководителя генерала Петрулевича. Перед смертью старика изощренно пытали. Посмотрите на его посмертную фотографию, которую нам удалось с огромным трудом раздобыть! (Фото погибшего с кровоподтеками на лице есть в распоряжении редакции, но не будет опубликовано из этических соображений. – "ГОРДОН"). Лицо изуродовано до неузнаваемости. Форменным издевательством выглядит заключение местных судмедэкспертов, что этот человек скончался по "естественной причине".
Отец Петрулевича до событий 2014-го года. Фото: из личного архива Александра Петрулевича
Мы изучали возможность вывезти тело на территорию Украины, чтобы провести настоящую экспертизу. Однако убитого похоронили буквально на второй день. Спрятали концы в землю.
– Простите за бестактный вопрос, но почему генерал не забрал отца в Киев?
– В начале 2014-го, когда отца Александра Николаевича прооперировали: одну ногу ему ампутировали, на второй заменили все вены, – никто и предположить не мог, как далеко зайдут события на юго-востоке Украины. Мы надеялись, что все стабилизируется. А после того, как ситуация пошла вразнос, вывезти инвалида, перенесшего инсульт и операцию, было уже практически невозможно: на машине он не доедет, перевезти через разграничение его проблематично.
– Кому, по вашему мнению, понадобилась жизнь бывшего шахтера?
– Уж точно не грабителям – в квартире ничего не тронули. Мы провели собственное расследование и две недели назад нам четко подтвердили, что к убийству причастны бывшие сотрудники СБУ, которые в 2014-м перешли на службу в так называемое министерство госбезопасности "ДНР". Мы знаем, в принципе, их имена, но всему свое время. А заказчиками выступили те же лица, что стоят за фальсификациями против генерала Петрулевича и руководства Луганской СБУ. Таким бесчеловечным образом они в очередной раз попытались выманить Александра Николаевича на чужую территорию.
– Были и другие попытки? И как они выглядели?
– Довольно незатейливо. В свое время Александр Николаевич окончил военное училище. Так вот, за два месяца до гибели отца на него вдруг стали выходить однокашники, о которых он не слышал 30 лет: мол, помнишь, мы с тобой учились? Его усиленно зазывали в Петербург, в Москву. Потом пригласили знакомые из Беларуси.
Мы, честно говоря, уже и билеты купили. Но тут случайно Петрулевич встретился с уважаемым человеком. Тот говорит: "Ты что, ненормальный? На тебя выставлены так называемые карточки контроля на границе Беларуси, Казахстана и России. Как только приедешь туда, тебя упакуют и отвезут в Россию, как Савченко". Только она мелкая сошка, а тут генерал СБУ. Тем более, обладающий такой информацией.
– Хотите сказать, что когда Петрулевич сорвался с крючка, российские спецслужбы и решили использовать последний козырь – его отца?
– Думаю, да. Старика пытками принуждали вызвать сына, а потом, когда он отказался, убили. Те, кто стоит за этим преступлением, рассчитывали, что Александр Николаевич захочет с отцом попрощаться. Естественно, появись он на территории "ДНР", его бы повязали сразу.
Я любопытную хронологию построю. 6 августа этого года происходит покушение на главаря "ЛНР" Игоря Плотницкого, 7-го задерживают якобы наши диверсионные группы в Крыму, а 9-го на оккупированной территории вдруг появляется генерал Петрулевич, и все это красиво увязывается. Вы же понимаете, что в ФСБ есть заплечных дел мастера, которые кого угодно "убедят" сказать все, что требуется. Для российских спецслужб это был бы отличный пиар-ход, позволяющий скомпрометировать Украину.
– Все это, как я понимаю, только ваши предположения?
– Они основаны на фактах. С Петрулевичем у ФСБшников не вышло, но такой же фокус они провернули затем с Романом Сущенко, который на днях был арестован в Москве. Его, как выяснилось, тоже выманили в Россию через родственников.
С одной стороны – уголовное дело, а с другой поступает предложение: вас тут преследуют? Переходите к нам. То есть нас отсюда выдавливают классически, душат со всех сторон
– Вы сказали, что генерал Петрулевич обладает особо ценной информацией. Можно уточнить, какой?
– Александр Николаевич был назначен начальником Луганского управления СБУ 11 марта 2014-го, я стал его первым замом и прибыл в Луганск днем позже. То есть мы знаем, как развивалась ситуация в Луганской области, когда там "русская весна" начиналась. Потом мы со спецгруппой СБУ выполняли определенные задания на территории, не подконтрольной украинской власти.
Мы не пиарились, не рассказывали, как занимались сбором развединформации, как освобождали наших пленных спецназовцев и разведчиков, как доставали из оккупированного Славянска "черный ящик" с нашего военного самолета Ан-30, сбитого в начале июня 2014 года. Но российские спецслужбы в курсе, что все информационные потоки и люди, которые там до сих пор находятся, на нас замкнуты. И им очень интересно получить важную информацию.
– Я понимаю мотивы российских спецслужб: они ищут у противника "слабое звено". И кто подходит на эту роль лучше, как не бывшее руководство Луганской СБУ, которое 6 апреля 2014 года сдало мятежникам здание и оружие?
– Мы "сильное звено" и не боимся уголовного дела, которое сейчас против нас возбуждено. Нас задевает за живое его моральный аспект. Действительно, около 20 процентов сотрудников Луганского управления СБУ – предатели: либо ушли в "ЛНР", либо дезертировали. Но давайте подходить объективно – других, сохранивших верность офицерской клятве, гораздо больше.
Весной 2014-го, когда Луганск захватили сепаратисты, эти люди лишились жилья, имущества. И тут в Киеве против них возбуждается уголовное дело: мол, здание Луганской СБУ сдали без сопротивления, все предатели. Без доказательств, без анализа. Просто была единая информационная картинка. Нам же прессу блокировали. Спасибо Дмитрию Гордону и изданию "ГОРДОН", которые не побоялись пробить брешь в этой стене.
С одной стороны – уголовное дело, а с другой поступает предложение: вас тут преследуют? Переходите к нам. То есть нас отсюда выдавливают классически, душат со всех сторон. Почему? Да потому что реальная картина событий так называемой "русской весны" не совпадает с той, что выстроена на Банковой, на улице Грушевского.
Даже на детях офицеров Луганской СБУ невольно отразились все эти события. В частности, по указанию руководства СБУ я провел с курсантами нашего спецфакультета в Харьковской юридической академии занятия, где дал им полную объективную картину ситуации с 6 апреля. После лекции ко мне подходит староста курса и говорит: "Спасибо, товарищ полковник, за правду, а то у части наших ребят родители служат в Луганской СБУ, и в разговорах мы часто ставили им в укор родителей за события "русской весны".
– Генерал-майор Петрулевич всего месяц пробыл начальником Луганской СБУ. Почему именно его весной 2014-го бросили на амбразуру?
– В 2005 году, после Помаранчевой революции, в Донецке сложилась ситуация, идентичная той, что была в 2014-м. Только тогда агитировали не за Донецкую народную республику, а за Донецко-Криворожскую. Встал вопрос: кто поедет туда? Александру Николаевичу сказали: "Донецк может взорваться. Там нужен человек, который родом оттуда и понимает психологию того населения". И действительно, за три месяца ему удалось успокоить народ и безбашенных донецких парней. Поэтому когда наступил 2014 год, о нем сразу вспомнили. Его вызвал председатель СБУ Валентин Наливайченко и сказал: "Саша, кроме тебя некому".
Пришли мы в управление, посмотрели – это мрак. Область потеряна, документов нет – все уничтожено, и ни одного оперативного дела
– Вы проанализировали, почему в Луганске миссия генерала Петрулевича провалилась?
– В Донецке положение было совсем другое – там его территория, он знает всех людей, вплоть до бандитов, казаков, лидеров политических партий и движений. Кроме того, в Луганске к весне 2014-го обстановка накалилась до предела, чему способствовали действия местных элит и плюс россиян. Все же считают, что война началась с захвата Луганского управления СБУ, и боятся признать, что подготовка к мятежу велась задолго до этого.
К тому моменту, когда мы прибыли на место, Луганская область была полностью блокирована: на въезде стояли посты так называемые. Все автобусы тщательно проверялись, оттуда вынимали спортивных, подтянутых парней. Этим занимались не столько гаишники, сколько приданные им отряды "народной дружины", самообороны, казаки.
Откуда они взялись? Оказывается, еще 27 января 2014-го, в разгар Майдана, Владимир Пристюк, на тот момент луганский губернатор, создает штаб по стабилизации общественно-политической обстановки и обеспечению общественного порядка. Чтобы не допустить на свою территорию активистов Майдана, формируются отряды при содействии местной милиции и СБУ, куда вошли те, кого одни называют титушками, другие – патриотами. Они организованно направлялись в Луганск, где возник Антимайдан. Туда же с заводов по 20-30-40 "дружинников" свозили. Всем выдали голубые повязки как отличительный знак.
– Усилия этой массовки, помнится, были направлены в основном на то, чтобы патриотично настроенные украинцы не собирались и не проводили свои акции возле памятника Тарасу Шевченко.
– Совершенно верно. В марте и.о президента Александр Турчинов снимает Пристюка с должности губернатора и назначает Михаила Болотских. Теперь Болотских возглавляет штаб, а Пристюк становится его первым замом. К этому времени у них под рукой было от восьми до 10 тысяч боевиков. Кстати, этому весьма поспособствовали клубы исторической реконструкции. Оттуда появились лидеры "ЛНР" Алексей Карякин, Валерий Болотов, все эти Стрелковы-Гиркины. И нас 6 апреля штурмовали именно отряды народной дружины. В частности, краснодонская народная дружина "Пересвет" и местная самооборона.
– А куда смотрел Александр Третьяк, который возглавлял Луганское управление СБУ до Петрулевича?
– В сторону России. Судя по тому, что его сын позднее арестован за шпионаж в ее пользу, а он сам перешел на сторону "ДНР". Наливайченко в помощь Петрулевичу назначил новых заместителей, в том числе и меня. Пришли мы в управление, посмотрели – это мрак. Область потеряна, документов нет – все уничтожено, и ни одного оперативного дела. И Александр Николаевич начал закручивать механизм.
Мы уходили из кабинетов в два-три часа ночи: поспим два часа и назад. Жили в комнатах на территории управления, за его пределы практически не выходили вообще. Встречались не у губернатора, не в МВД, не у прокурора – исключительно в кабинете Петрулевича. Все к нам ездили. Генерал сказал: "Здесь мы центр, мы стабилизируем ситуацию. Наша задача – спасти страну, поэтому остальные моменты нас не интересуют". Естественно, противоборство было железобетонное. Непонимание, злость, ненависть.
Местные луганские царьки не хотели в состав России, там бы они были никем. Захват здания СБУ организовывали офицеры ФСБ
– И все-таки вы, профессионалы, должны были взять верх. Ведь вам противостояли дилетанты.
– Как бы не так. Вначале играли наши сепаратисты: и референдум, и создание отрядов – это их инициатива. Но я вам гарантирую на 100 процентов: ни Ефремов (Александр Ефремов, экс-глава парламентской фракции Партии регионов и бывший луганский губернатор. – "ГОРДОН"), ни Пристюк – никто не хотел идти в состав России. Почему? Там они были бы никто. При Украине это царьки: у них бабки, бизнес, доступ в высокие кабинеты, недвижимость в западных странах. То есть они не собирались выходить из состава Украины. Идея была какая? Поторговаться, чтобы украинские власти пошли на уступки. А вот Россия инициативу перехватила, и захват здания СБУ организовывали офицеры ФСБ.
Накануне штурма управления СБУ, 5 апреля, мы берем группу – шесть основных лидеров пророссийских.
– А по версии ваших противников, вы арестовали невиновных граждан. И именно это спровоцировало стихийный протест луганчан.
– Потом все эти "невиновные граждане" по чистой случайности вошли в руководство "ЛНР". Где тут элементарная логика?
Приведу только один пример. По месту проживания гражданина Шварева (Павел Шварев, с июня 2014 года значится в розыске СБУ. – "ГОРДОН") в ходе обыска изъят лист бумаги с записями такого содержания: "Северодонецк-Лисичанск – никого, Рубежное – воинская часть 400 штыков, вооружение по штату, пять "Градов" между парковкой и Кантемировой, склады в Артемовске два взвода. Дежурство по 12 человек, их блокируют на постоянке 100 человек, вооружение по штату. В Луганске стационарная часть, со стороны Металлиста радары и ПЗРК. Гена все это видит лично. Фиксации нет" и ноутбук с перепиской электронной с ФСБ и фотографиями наших РЛС (радиолокационных станций. – "ГОРДОН").
Немає коментарів:
Дописати коментар