Узбекистан открывает новую главу в своей истории. СМИ сообщили в понедельник, 29 августа, что после 27 лет пребывания на посту президент страны Ислам Каримов умер от кровоизлияния в мозг. Это сообщение, которое, правда, было опровергнуто официально (хотя факт серьезной болезни Каримова власти страны признают) усилило спекуляции по поводу того, кто сменит единственного на сегодняшний день президента в истории страны.
Среди основных претендентов на пост есть как силовые игроки, такие как премьер-министр страны Шавкат Мирзияев, глава службы безопасности Рустам Иноятов, так и члены семьи Каримова. Учитывая географически разделенную и клановую политическую систему Узбекистана, процесс преемственности может усложниться (что дает основания для тревожных прогнозов). Но, независимо от того, кто возьмет на себя управление страной, ее геополитическое значение останется неизменным, отмечает в своем новом отчете американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor, передает ONLINE.UA.
Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. На протяжении своей истории страна привлекала к себе интерес (вместе с влиянием) многочисленных иностранных государств, в том числе Ирана, Турции, Китая и, в последнее время, России и Соединенных Штатов. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного центра Центральной Азии сделала Узбекистан особенно важным, как для иностранных держав, так и соседних стран.
В постсоветскую эпоху значимость страны проявилась по-разному. Узбекистан получил известность как производитель и транзитное государство для поставщиков природного газа — России, а затем Китая. Когда США и другие страны НАТО начали операции в Афганистане в 2001 году, близость Узбекистана к этой стране сделала его одной из ключевых технических баз. Даже после того, как Узбекистан выгнал США с базы «Карши-Ханабад» в 2005 году после того, как Вашингтон раскритиковал Ташкент за нарушения прав человека, страна продолжала служить в качестве маршрута снабжения для сил НАТО.
Помимо своей логистической роли, Узбекистан также представляет интерес для России, Запада и других иностранных держав из-за его проблем с исламистской воинственностью. С 1999 по 2001 годы Исламское движение Узбекистана было серьезной угрозой не только для самой страны, но и для соседних Кыргызстана и Таджикистана. Хотя группировка была в значительной степени отодвинута на афганско-пакистанский театр боевых действий после вторжения НАТО в Афганистан в ноябре 2001 года, она оставалась сильной угрозой, будучи союзницей Аль-Каиды. Совсем недавно растущее присутствие «Исламского государства», талибов и других групп боевиков на севере Афганистана привлекло внимание России и США, которые соперничают за привлечение Узбекистана к собственным инициативам в области безопасности.
Тем не менее, с высокой степенью централизации власти Каримова, Узбекистан поддерживал внешнюю политику изоляционизма, избегая стратегического согласования своих действий с какой-либо одной иностранной державой, преследуя цель сотрудничества в сфере экономики и безопасности с рядом государств, в том числе Россией, США и Китаем.
Каримов с выгодой использовал надвигающуюся угрозу исламистской воинственности для обеспечения финансовой и военной помощи из-за рубежа (получив у Соединенных Штатов 300 бронированных транспортных средств, с защитой от подрыва и атак из засад, а также оружие у России) и для оправдания жестоких преследований внутри страны. Часто цели этих преследований не имели практически ничего общего с исламистской воинственностью, которую узбекское правительство называло предлогом для суровых мер против оппозиции.
Узбекские правоохранительные органы в последнее время показали, например, что они задержали более 500 сторонников террористических организаций в стране в первой половине 2016 года, предоставив мало доказательств, подтверждающих такие высокие цифры.
На протяжении всего своего пребывания у власти, Каримов искусно управлял иностранными интересами и влиянием, сохраняя при этом жесткий контроль над разнообразной и разделенной страной. Без него будущее Узбекистана будет поставлено под сомнение.
Учитывая преклонный возраст и ухудшение здоровья Каримова, план насчет передачи власти, скорее всего, уже был разработан. Тем не менее, нет никакой гарантии, что он будет осуществляться плавно, или что его примут различными заинтересованными стороны. Плохо продуманный, оспоренный или сорванный план преемственности может создать политический вакуум и вакуум безопасности в Узбекистане, которые представители разных частей государства могут растянуть во времени, а группы боевиков — использовать в своих целях.
Из-за стратегического положения и геополитического значения Узбекистана последствия смерти его президента и процесса передачи власти (фактически — борьбы за нее, — ред.) выходят далеко за пределы страны. Пока иностранные государства, такие как Россия, Китай и США будут продолжать искать пути влияния на Ташкент, ставки на право преемственности будут продолжать расти.
Тот, кто поведет Узбекистан к следующей главе в его истории, унаследует преимущества и проблемы, которые сопровождают геополитическое положение страны.
29.08, 22:33| СМИ: УМЕР ПРЕЗИДЕНТ УЗБЕКИСТАНА
Информационное агентство «Фергана»со ссылкой на свои источники сообщает, что президент Узбекистана Ислам Каримов умер. Отмечается, что Каримов умер днем 29 августа, при ...
Немає коментарів:
Дописати коментар