Светлана Алексиевич: "Русский человек не понимает свободу"
В столице Швеции Стокгольме проходит неделя Нобелевских торжеств, во время которой чествуют лауреатов самой престижной международной премии в мире. Сама награда будет вручена 10 декабря. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, уроженка УкраиныСветлана Алексиевич выступила в Стокгольме с традиционной мемориальной лекцией, которая является важной составляющей церемонии вручения награды.
Автор книг «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд», известная критикой путинского режима, в своей речи уделила много внимания современным проблемам постсоветского общества, а также украинскому конфликту.
«У меня три дома, — сказала 67-летняя Светлана Алексиевич, родившаяся в городе Станиславе, ныне Ивано-Франковск, — моя белорусская земля, родина моего отца, где я прожила всю жизнь, Украина, родина моей мамы, где я родилась, и великая русская культура, без которой я себя не представляю. Они мне все дороги. Но трудно в наше время говорить о любви…»
По словам литератора, «красной» империи уже нет, а «красный» человек остался. «Выросло новое поколение, у которого другая картина мира, но немало молодых людей опять читают Маркса и Ленина, — сказала писательница. — В русских городах открывают музеи Сталина, ставят ему памятники… „Красный“ человек так и не смог войти в то царство свободы, о которой мечтал на кухне. Россию разделили без него, он остался ни с чем. Униженный и обворованный. Агрессивный и опасный. Что я слышала, когда ездила по России… Русский человек вроде бы и не хочет быть богатым, даже боится. Что же он хочет? А он всегда хочет одного: чтобы кто-то другой не стал богатым. Богаче, чем он.
Честного человека у нас не найдешь, а святые есть. Не поротых поколений нам не дождаться; русский человек не понимает свободу, ему нужен казак и плеть. Два главных русских слова: война и тюрьма. Своровал, погулял, сел… Вышел и опять сел… Русская жизнь должна быть злая, ничтожная, тогда душа поднимается, она осознает, что не принадлежит этому миру… Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора…
Для новой революции нет ни сил, ни какого-то сумасшествия. Куража нет. Русскому человеку нужна такая идея, чтобы мороз по коже… Так наша жизнь и болтается — между бардаком и бараком. Коммунизм не умер, труп жив.
Беру на себя смелость сказать, что мы упустили свой шанс, который у нас был в 90-е годы. На вопрос: какой должна быть страна — сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый — сильной. Сейчас опять время силы. Русские воюют с украинцами. С братьями. У меня отец — белорус, мать — украинка. И так у многих. Русские самолеты бомбят Сирию… Время надежды сменилось временем страха. Время повернуло вспять».
Немає коментарів:
Дописати коментар