За более чем год мирной жизни уже отвык от звуков взрывов и постоянного состояния напряженности, даже когда спишь. И вот это чувство снова напомнило о войне. О том, что уже 4-й год Украина обороняется от гибридной оккупации со стороны “братской” России.
Вечер, 26 сентября не предвещал ничего плохого, кроме осеннего снижения температуры воздуха. И вдруг, в соцсетях около 22:00 появились первые сообщения “Что бахнуло в Виннице?”, “Кто-то почувствовал землетрясение?”, “У нас дома задребезжали окна…”.
Затем последовали более тревожные – “Что-то серьезное бахнуло возле Калиновки. В Дорожнем у людей повылитали стекла из окон”, “В Калиновке паника – слышны взрывы и видны вспышки огня”.
Реакция была мгновенной – около Калиновки находится большой арсенал, где хранится почти 200 тысяч единиц боеприпасов, в том числе ракеты для систем залпового огня “Град”, “Смерч” и “Ураган”. Значит там могло что-то произойти серьезное. Звонок первому заместителю главы Винницкой облгосадминистрации Андрею Гижко не оставил сомнений в догадках – он подтвердил, что на Калиновском арсенале произошла детонация боеприпасов.
Первая мысль – Путин таким образом поздравил Президента Украины с Днем рождения (26 сентября Петру Порошенко исполнилось 52 года). Уже утром становится известно, что перед первым взрывом, произошедшим около 22:00, над арсеналом был замечен дрон или квадрокоптер.
Звоню своему коллеге-журналисту из издания “Реал” и уже через 10 минут мы в пути в сторону Калиновки.
Но, далеко от Винницы нам не удалось сразу отъехать – буквально через полкилометра на окружной дороге мы попали в затор из легковых и грузовых автомобилей. А еще через 100 метров – дорогу перегородил патрульный автомобиль и полицейские, которые разворачивали автомобили, не давая им проехать на выезд из Винницы в сторону Житомира-Киева.
Мы разворачиваемся, принимая решение все-таки добраться к месту взрывов окольными путями. Проехав через весь город, выезжаем снова на окружную в районе развилки на Липовец и аэропорт “Винница”. далее следуем через пригородную Стадницу, где уже наблюдаем на севере огромное зарево. Здесь на встречу нам едет нескончаемый поток автомобилей, автобусов, мотоблоков, бричек с лошадями и просто идущие люди с детьми, покидающие свои дома в зоне поражения.
По лесной дороге попадаем в Сосонку, находящуюся в 5 км от арсенала, здесь на удивление тихо и уже практически нет встречного движения. Затем “выскакиваем” на трассу “Винница – Житомир” в районе “Дубового Гая” и проезжаем фактически в 100 метрах от арсенала, но решаем не останавливаться возле него – тут уже дежурят несколько десятков военных автомобилей и бронетранспортеров и военные в бронижелетах и с оружием.
Завернув на окружную Калиновки останавливаемся через 100 метров. Тут небольшой подьем дороги и хорошо видно происходящее. До арсенала, находящегося в лесу каких-то 700-800 метров.
Поначалу картинка была не очень впечетляющая – зарево над кронами деревьев и одинокие трассирующие вылеты боеприпасов. Гул от взрывов несильный. Но уже около 24:00 происходит первый мощный взрыв и над арсеналом поднимается первый “гриб” от взрыва высотой 250-300 метров. Через несколько секунд яркую вспышку догоняет взрывная волна, наша машина подскакивает на ровном месте. После взрыва за ним следуют трассеры от разлетающихся боеприпасов. В дальнем углу арсенала появляется второй очаг возгорания.
Мимо нас на большой скорости проносится вереница из нескольких десятков единиц пожарной техники. Часть из них свернули на развилке в сторону Хмельника, часть поехало дальше – в сторону дислокации калиновского полка спецназначения “Ягуар” Национальной гвардии. Позже мы узнаем, что туда прилетело несколько боеприпасов и причинило небольшие разрушения.
Последующий час наблюдаем еще два мощных взрыва на Калиновском арсенале, сопровождавшиеся мощной взрывной волной и последющими трассерами от летячщих снарядов и ракет.
Поснимав два часа происходящее, едем в Калиновскую райогосадминистрацию – туда съезжается все руководство Винницкой области и должен прилететь премьер-министр Владимир Гройсман.
Проезжаем по Калиновке. Людей на улицах практически нет, как и автомобилей. Свет в домах еще горит, хотя уже есть сообщение о прекращении газового и энергоснабжения этого районного центра.
Уже возле райгосадминистрации встречаем несколько десятков чинеовников как областного, так и районного уровня. Глава Калиновского райсовета, бывший начальник УМВД области генерал-лейтенант Василий Полищук приглашает нас к себе в кабинет выпить чай и согреться. Входя в приемную, неожиданно громко хлопает дверь, слышно дребезжание стекол, со стен и потолка посыпалась штукатурка. “Ого, какой сквознячок”, – нервно пошутил мой коллега-журналист Игорь Заиковатый.
Сюда заходят несколько чиновников облгосадминистрации, которые приехали в Калиновку после нас. У них перепуганные лица – перед кортежем автомобилей на трассу прилетело несколько боеприпасов, оставив глубокие дыры в новеньком асфальтном покрытии дороги, которую Служба автомобильных дорог еще не успела завершить.
Чиновник резко покидаю помещение райогосадминистрации и направляются в сторону дислокации полка “Ягуар”, – там есть бункер, выдерживающий мощную бомбардировку и туда с минуты на минуту должен прибыть Владимир Гройсман, чтобы возглавить правительственный штаб по ликвидации этого происшествия.
Нам ехать туда не имеет смысла, “Ягуар” – режимный объект и нас туда попросту не пропустят. Решаем ехать домой, но уже обходной дорогой – через пгт Турбов Липовецкого района. Это почти втрое длиннее по километражу, зато безопасно.
Вернувшись в Винницу уже ощущаем на себе “запах войны”. Постоянно слышны звуки взрывов, в воздухе появился едкий запах гари, а зарево от взрывов видно за 20 км от арсенала.
По пути узнаем, что из Калиновки и близлежащих сел эвакуированы все жители, попадающие в 5-километровую зону возможного поражения. А это немало – почти 30 тысяч человек. В соцсетях активно распространяются посты противоположного характера. Часть людей самоорганизовалась и помогает вывезти семьи из зоны возможного поражения, приютить людей, накормить и обогреть. А часть постит фейки, такие как “Уже 726 пострадавших”. “Есть первые погибшие”, “В Сальнике (село где нет домов выше 3-х этажей) снаряды разрушили пятиэтажный дом”, “В Винницу прилетели первые боеприпасы, есть жертвы и разрушения”.
Нервозность родных и постоянный гул взрывов не дают уснуть. А уже в 9:30 утра первый замглавы Винницкой облгосадминистрации Андрей Гижко проводит первый брифинг для СМИ, где опровергает “набежавшие мифы” и сообщает первые официальные данные – погибших нет, одна женщина пострадала, но не от боеприпаса, а от падения во дворе. Частично разрушены от попадания боеприпасов 4 дома вблизи очага возгорания, эвакуировано около 30 тысяч человек, в области прибыло более 100 саперов из других регионов, правительство выделяет на ликвидацию последствий 100 млн гривен, на сам арсенал уже заехали 2 бронированных автомобиля для разминирования, хотя взрывы на арсенале еще продолжаются.
27 сентября военной прокуратурой открыто уголовное производство относительно диверсии на военных складах вблизи города Калиновка по ст. 113 Уголовного кодекса Украины. Сотрудники Службы безопасности Украины вошли в следственно-оперативной группы для проведения досудебного следствия в открытом уголовном производстве.
Так закончилась первая ночь и утро Калиновской трагедии, которая во многом напоминает предыдущие подрывы и возгорания на военных арсеналах Украины, произошедшие в последние 4 года с начала оккупации Россией Крыма и агрессии на Донбассе.
А Винница, находясь в тысяче километров от зоны боевых действий, вдруг стала прифронтовым городом.
Юрий Басюк, фото автора, Сергея Химича и пресс-службы ГСЧС