Тяжёлый ударный самолёт Lockheed AC-130A
Lockheed AC-130 — это американский тяжеловооруженный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Базой для его создания стал легендарный транспортный самолет C-130 «Геркулес» компании Lockheed. Установкой на самолет вооружения и дополнительного оборудования занималась другая известная американская компания Boing. Самолеты AC-130А активно использовались во время войны во Вьетнаме. На этом самолете впервые была применена концепция «летающей артиллерийской батареи». Часто самолеты данного типа называют также «ганшипами» (от английского Gunship).
Предназначение AC-130 было следующим: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.
В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.
Летные испытания нового самолета начались летом 1967 года на авиационных базах Райт-Паттерсон и Эглин. Позднее один из участников испытаний с удивлением заметил: «Все имеющиеся подсистемы управления огнем работают, а иногда они работают даже вместе». В итоге к сентябрю того же года военные смогли довести машину до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября 1967 года самолет был переведен на авиабазу Нятранг для прохождения 90-дневного тестирования. Первый боевой вылет самолет совершил 27 сентября. При этом до 9 ноября «Вулкан Экспресс» (так прозвал самолет сам экипаж, хотя позднее прижилось другое название Spectre (с англ. призрак, приведение, фантом), которое стало общим для всех моделей самолетов АС-130) самолет выполнил несколько боевых вылетов на поддержку американских наземных войск. Однако свой главный экзамен ему пришлось сдавать в ночь на 9 ноября, когда самолет вылетел на охоту за грузовыми автомобилями, следующими по тропе Хо Ши Мина. Почти сразу же после достижения указанного района над тропой оператор ИК-системы ночного видения обнаружил 6 автомобилей, которые через 15 минут были превращены в горящие развалины. Все они были разбиты прицельным артиллерийским огнем с неба.
Удачное начало боевого применения нового самолета способствовало принятию решения о строительстве новых тяжеловооруженных артиллерийских самолетов на базе транспортника С-130. При этом передавать новые машины для установки на них вооружения командование американских ВВС пожалело. В результате завод «Линг-Темко-Воут», на котором осуществлялась модернизация машин, получил 7 ранее уже эксплуатировавшихся JC-130А. Все переданные самолеты были проблемными и находились далеко не в совершенном техническом состоянии. Так один из полученных JC-130 с серийным номером 53-3129 был первым серийным «Геркулесом», который был передан в 1957 году в состав ВВС США. Уже в третьем полете на этом самолете произошел пожар. Экипажу удалось посадить самолет, но на нем пришлось полностью менять крыло. Вот такие самолеты военные передали для переделки в ганшипы. В 1960 году самолет, на котором ранее произошел пожар, был переделан в JC-130A, который использовался для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 году. Из уважения к почтенному ветерану самолет назвали «Фест леди», хотя он и не был первым из ганшипов АС-130. Данный самолет служил военным очень долго. Окончательно его списали лишь в сентябре 1995 года последним из всех самолетов модификации АС-130А.
Первый полностью переоборудованный из JC-130 самолет был передан в распоряжение ВВС США летом 1968 года. Во Вьетнам машина отправилась через 6 месяцев. Самолет обладал таким же вооружением, что и «Вулкан Экспресс», однако вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения на нем появилась более совершенная система AN/AAD-4, а также более продвинутая ЭВМ системы управления огнем. Официально самолет получил обозначение AC-130A Spectre. Еще три самолет в версии АС-130А были направлены во Вьетнам до конца 1968 года. Оставшиеся три машины оставались в штатах, базируясь на авиабазе Эглин. На этих машинах проходила тренировка экипажей, которые готовились к боевым действиям. В мае 1969 года самолеты были направлены на авиабазу Убон в Таиланде. С этой базы машины совершали боевые вылеты во Вьетнам. При этом все 8 самолетов АС-130А, которые в итоге принимали участие в боевых действиях против вьетконговцев, отличались друг от друга подобно самым настоящим линкорам. Они имели отличия в интерьере и экстерьере, что очень часто становилось проблемой при их техническом обслуживании.
Девятый АС-130А был переведен с завода на авиационную базу Райт-Паттерсон. Здесь проводились испытания по разработке более совершенного тяжеловооруженного самолета в рамках программы Surprise Package. На этой машине две 20-мм установки Вулкан заменили на одноствольные 40-мм пушки «Бофорс», а в состав бортового оборудования самолета включили лазерный дальномер-целеуказателель и телевизионную систему AN/ASQ-145. Аналоговая ЭВМ на этом самолете заменялась на более современную цифровую версию. Помимо этого по еще одной программе Pave Pronto американские ВВС заключили договор на переоборудование еще 9 транспортных самолетов С-130. Все эти машины должны были получить систему «Блэк Кроу», которая должна была засекать работу двигателей автомобилей, системы ПВО противника и аппаратуру РЭБ. Из восьми самолетов АС-130А, который первоначально были отправлены во Вьетнам, уцелело 6 машин. Их отправили назад в США, для того чтобы переоборудовать в рамках программы Pave Pronto.
Основной задачей данных самолетов стала ночная охота за наземным транспортом, который совершал рейсы по так называемой тропе Хо Ши Мина. Все ганшипы были сведены в 16-ю эскадрилью специального назначения, которая размещалась на авиационной базе Убон. Данные самолеты приступили к регулярным полетам в 1969-1970 годах. А наиболее успешными с точки зрения результативности стали 1970 и 1971 годы. В этот временной период был поврежден и разбит 12 741 автомобиль противника. Однако данная цифра весьма условна, так как более 5 тысяч единиц автомобильной техники было приписано к своим боевым заслугам экипажами других американских самолетов, которые также осуществляли патрулирование тропы. Ущерб, нанесенный противнику, оценивался на основе полученного боевого опыта. В частности было установлено, что автомобиль уничтожается, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда пушки «Бофорс». Повреждение автомобиля наступало после попадания в него 20-мм снаряда или в том случае, если 40-мм снаряд разрывался от него в радиусе трех метров.
При этом самолеты АС-130 совершали боевые вылеты только во время сухого сезона. В сезон дождей дороги во Вьетнаме размывались и транспортное сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом прекращалось. При этом каждый самолет АС-130 мог курсировать над тропой на протяжении примерно четырех часов. Обнаруженные цели обрабатывались системой «Блэк Кроу», местоположение определялось при помощи имеющихся на борту ИК- и ТВ-систем, после чего экипаж самолета старался как можно скорее произвести прицеливание. Огонь на поражение можно было вести как полностью в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом на протяжении всего использования определение ущерба, нанесенного машинам противника, все-таки было проблемой. Некоторые грузовики после попадания в них 20-мм авиационных снарядов, выпущенных с самолета АС-130А, можно было сразу же завести и двигаться на них дальше. Очень часто самолеты Lockheed AC-130А вылетали на боевые задания в сопровождении самолета RC-130S, на котором монтировалось 28 прожекторов. Данная связка осуществляла патрулирование в ночные часы.
За время, пока длилась война во Вьетнаме, экипажи ганшипов наловчились избегать огневого поражения от наземных зенитных установок, однако от ракет класса «земля-воздух» такие самолеты спастись не могли, им не хватало маневренности. После появления подобного оружия стало понятно, что «Спектры» пора выводить из зоны боевых действий. Однако ежедневные успехи в виде уничтожения или повреждения десятков грузовиков противника вынуждали руководство ВВС США не убирать боевые машины с театра боевых действий. Так только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника и о повреждении такого же количества транспортных средств. При этом иногда ганшипы встречали жесткий отпор со стороны противника. Так 31 марта и 1 апреля 1971 года американцы потеряли две машины, два дорогостоящих самолета были сбиты зенитными орудиями, оснащенными комплексом самонаведения на цель.
После этого самолеты AC-130A Spectre начали перебрасывать в районы, в которых концентрация средств ПВО противника была менее значительной. Их даже использовали для борьбы с вьетнамскими танками во время охраны Ан Локка. Но здесь данные воздушные тихоходы не смогли проявить себя должным образом, встретив хорошее сопротивление. К этому моменту на вооружении вьетконга появились ПЗРК «Стрела-2». Благодаря использованию данных комплексов, коммунистам удалось подбить три самолета АС-130. Но, несмотря на все возрастающую опасность применения, американцы использовали свои ганшипы вплоть до конца войны. В США после войны вернулись 10 самолетов АС-130А, которые отправились на авиационную базу Халбарт-Филд. При этом 52 человека, входивших в состав экипажей ганшипов, погибли в ходе боевых действий.
Самолет AC-130 отличался уникальной компоновкой. Все его стрелково-пушечное вооружение было сконцентрировано на левом борту машины (по полету) перпендикулярно оси самолета. По этой причине для боевого применения самолета по наземным целям он должен был постоянно совершать левый вираж вокруг заданного района, кружа над целью. При этом отсек вооружения в грузовой кабине был отделен от кабины экипажа специальной противодымной шторой, а заряжающие работали на самолете в специальных масках.
Вооружение самолета непрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Самолеты в этой версии оснащались двумя шестиствольными 20-мм автоматическими пушками «Вулкан» (боезапас по 3000 снарядов, скорострельность максимальная — 6000 выстр/мин, нормальная — 2500 выстр/мин), одной 40-мм автоматической пушкой Бофорс L60 (боезапас 256 снарядов, максимальная скорострельность 120 выстр/мину) и облегченной 105-мм гаубицы M102 ручного заряжания (боезапас 100 снарядов). Из-за возникающей при стрельбе вибрации планера скорострельность 40-мм пушки не должна была превышать 100 выстр/мин. По информации из открытых источников, 105-мм гаубица M102 представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы. При этом она была существенно облегчена, а ее ствол был укорочен. Помимо этого она обзавелась специальным лафетом. Гаубица получила гидравлическую систему управления, которая позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек. Помимо этого самолет получил возможность использования управляемых авиабомб с лазерной головкой самонаведения. На первых моделях, таких как AC-130A, устанавливались также 7,62-мм шестиствольные пулеметы «Minigan».
Система индивидуальной защиты самолета AC-130 включает в себя: аппаратуру, предупреждающую экипаж об облучении машины РЛС противника; подвесные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями; станции постановки активных помех. В состав бортовых средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк броу», при помощи которой выполняется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и последующее распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками. С целью увеличения продолжительности и дальности полета самолет АС-130 был оснащен системой, позволяющей производить его дозаправку в воздухе.
В настоящее время все установленное на борту самолета АС-130 вооружение управляется при помощи компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой включены тепловизионный и телевизионный прицелы, а также радар. Наличие такого оборудования позволяет эффективно использовать имеющееся на борту вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Кроме того, на модификации AC-130U появился радиолокатор с синтезированной апертурой, который позволяет обнаруживать цели на дальней дистанции. В отличие от модификации АС-130H (на вооружении с 1973 года), система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).
Летно-технические характеристики AC-130A:
Габаритные размеры: длина — 29,79 м, высота — 11,66 м, размах крыла — 40,41 м, площадь крыла — 162,12 м2.
Масса пустого самолета — 26 911 кг.
Максимальная взлетная масса — 56 336 кг.
Запас топлива — 20520 литров.
Силовая установка — 4ТВД Allison Т-56-А-11, мощностью 4х4050 л.с.
Максимальная скорость полета — 580 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 333 км/ч.
Боевая скорость — 270 км/ч.
Практическая дальность полета — 1700 км.
Боевой радиус действия — 900 км.
Боевая высота — 1070-2450 м.
Практический потолок — 10 060 м.
Экипаж — 11 человек.
Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.
AC-130А в музее в Дейтоне
Источники информации:
Предназначение AC-130 было следующим: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.
В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.
Летные испытания нового самолета начались летом 1967 года на авиационных базах Райт-Паттерсон и Эглин. Позднее один из участников испытаний с удивлением заметил: «Все имеющиеся подсистемы управления огнем работают, а иногда они работают даже вместе». В итоге к сентябрю того же года военные смогли довести машину до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября 1967 года самолет был переведен на авиабазу Нятранг для прохождения 90-дневного тестирования. Первый боевой вылет самолет совершил 27 сентября. При этом до 9 ноября «Вулкан Экспресс» (так прозвал самолет сам экипаж, хотя позднее прижилось другое название Spectre (с англ. призрак, приведение, фантом), которое стало общим для всех моделей самолетов АС-130) самолет выполнил несколько боевых вылетов на поддержку американских наземных войск. Однако свой главный экзамен ему пришлось сдавать в ночь на 9 ноября, когда самолет вылетел на охоту за грузовыми автомобилями, следующими по тропе Хо Ши Мина. Почти сразу же после достижения указанного района над тропой оператор ИК-системы ночного видения обнаружил 6 автомобилей, которые через 15 минут были превращены в горящие развалины. Все они были разбиты прицельным артиллерийским огнем с неба.
Удачное начало боевого применения нового самолета способствовало принятию решения о строительстве новых тяжеловооруженных артиллерийских самолетов на базе транспортника С-130. При этом передавать новые машины для установки на них вооружения командование американских ВВС пожалело. В результате завод «Линг-Темко-Воут», на котором осуществлялась модернизация машин, получил 7 ранее уже эксплуатировавшихся JC-130А. Все переданные самолеты были проблемными и находились далеко не в совершенном техническом состоянии. Так один из полученных JC-130 с серийным номером 53-3129 был первым серийным «Геркулесом», который был передан в 1957 году в состав ВВС США. Уже в третьем полете на этом самолете произошел пожар. Экипажу удалось посадить самолет, но на нем пришлось полностью менять крыло. Вот такие самолеты военные передали для переделки в ганшипы. В 1960 году самолет, на котором ранее произошел пожар, был переделан в JC-130A, который использовался для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 году. Из уважения к почтенному ветерану самолет назвали «Фест леди», хотя он и не был первым из ганшипов АС-130. Данный самолет служил военным очень долго. Окончательно его списали лишь в сентябре 1995 года последним из всех самолетов модификации АС-130А.
Первый полностью переоборудованный из JC-130 самолет был передан в распоряжение ВВС США летом 1968 года. Во Вьетнам машина отправилась через 6 месяцев. Самолет обладал таким же вооружением, что и «Вулкан Экспресс», однако вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения на нем появилась более совершенная система AN/AAD-4, а также более продвинутая ЭВМ системы управления огнем. Официально самолет получил обозначение AC-130A Spectre. Еще три самолет в версии АС-130А были направлены во Вьетнам до конца 1968 года. Оставшиеся три машины оставались в штатах, базируясь на авиабазе Эглин. На этих машинах проходила тренировка экипажей, которые готовились к боевым действиям. В мае 1969 года самолеты были направлены на авиабазу Убон в Таиланде. С этой базы машины совершали боевые вылеты во Вьетнам. При этом все 8 самолетов АС-130А, которые в итоге принимали участие в боевых действиях против вьетконговцев, отличались друг от друга подобно самым настоящим линкорам. Они имели отличия в интерьере и экстерьере, что очень часто становилось проблемой при их техническом обслуживании.
Девятый АС-130А был переведен с завода на авиационную базу Райт-Паттерсон. Здесь проводились испытания по разработке более совершенного тяжеловооруженного самолета в рамках программы Surprise Package. На этой машине две 20-мм установки Вулкан заменили на одноствольные 40-мм пушки «Бофорс», а в состав бортового оборудования самолета включили лазерный дальномер-целеуказателель и телевизионную систему AN/ASQ-145. Аналоговая ЭВМ на этом самолете заменялась на более современную цифровую версию. Помимо этого по еще одной программе Pave Pronto американские ВВС заключили договор на переоборудование еще 9 транспортных самолетов С-130. Все эти машины должны были получить систему «Блэк Кроу», которая должна была засекать работу двигателей автомобилей, системы ПВО противника и аппаратуру РЭБ. Из восьми самолетов АС-130А, который первоначально были отправлены во Вьетнам, уцелело 6 машин. Их отправили назад в США, для того чтобы переоборудовать в рамках программы Pave Pronto.
Основной задачей данных самолетов стала ночная охота за наземным транспортом, который совершал рейсы по так называемой тропе Хо Ши Мина. Все ганшипы были сведены в 16-ю эскадрилью специального назначения, которая размещалась на авиационной базе Убон. Данные самолеты приступили к регулярным полетам в 1969-1970 годах. А наиболее успешными с точки зрения результативности стали 1970 и 1971 годы. В этот временной период был поврежден и разбит 12 741 автомобиль противника. Однако данная цифра весьма условна, так как более 5 тысяч единиц автомобильной техники было приписано к своим боевым заслугам экипажами других американских самолетов, которые также осуществляли патрулирование тропы. Ущерб, нанесенный противнику, оценивался на основе полученного боевого опыта. В частности было установлено, что автомобиль уничтожается, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда пушки «Бофорс». Повреждение автомобиля наступало после попадания в него 20-мм снаряда или в том случае, если 40-мм снаряд разрывался от него в радиусе трех метров.
При этом самолеты АС-130 совершали боевые вылеты только во время сухого сезона. В сезон дождей дороги во Вьетнаме размывались и транспортное сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом прекращалось. При этом каждый самолет АС-130 мог курсировать над тропой на протяжении примерно четырех часов. Обнаруженные цели обрабатывались системой «Блэк Кроу», местоположение определялось при помощи имеющихся на борту ИК- и ТВ-систем, после чего экипаж самолета старался как можно скорее произвести прицеливание. Огонь на поражение можно было вести как полностью в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом на протяжении всего использования определение ущерба, нанесенного машинам противника, все-таки было проблемой. Некоторые грузовики после попадания в них 20-мм авиационных снарядов, выпущенных с самолета АС-130А, можно было сразу же завести и двигаться на них дальше. Очень часто самолеты Lockheed AC-130А вылетали на боевые задания в сопровождении самолета RC-130S, на котором монтировалось 28 прожекторов. Данная связка осуществляла патрулирование в ночные часы.
За время, пока длилась война во Вьетнаме, экипажи ганшипов наловчились избегать огневого поражения от наземных зенитных установок, однако от ракет класса «земля-воздух» такие самолеты спастись не могли, им не хватало маневренности. После появления подобного оружия стало понятно, что «Спектры» пора выводить из зоны боевых действий. Однако ежедневные успехи в виде уничтожения или повреждения десятков грузовиков противника вынуждали руководство ВВС США не убирать боевые машины с театра боевых действий. Так только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника и о повреждении такого же количества транспортных средств. При этом иногда ганшипы встречали жесткий отпор со стороны противника. Так 31 марта и 1 апреля 1971 года американцы потеряли две машины, два дорогостоящих самолета были сбиты зенитными орудиями, оснащенными комплексом самонаведения на цель.
После этого самолеты AC-130A Spectre начали перебрасывать в районы, в которых концентрация средств ПВО противника была менее значительной. Их даже использовали для борьбы с вьетнамскими танками во время охраны Ан Локка. Но здесь данные воздушные тихоходы не смогли проявить себя должным образом, встретив хорошее сопротивление. К этому моменту на вооружении вьетконга появились ПЗРК «Стрела-2». Благодаря использованию данных комплексов, коммунистам удалось подбить три самолета АС-130. Но, несмотря на все возрастающую опасность применения, американцы использовали свои ганшипы вплоть до конца войны. В США после войны вернулись 10 самолетов АС-130А, которые отправились на авиационную базу Халбарт-Филд. При этом 52 человека, входивших в состав экипажей ганшипов, погибли в ходе боевых действий.
Самолет AC-130 отличался уникальной компоновкой. Все его стрелково-пушечное вооружение было сконцентрировано на левом борту машины (по полету) перпендикулярно оси самолета. По этой причине для боевого применения самолета по наземным целям он должен был постоянно совершать левый вираж вокруг заданного района, кружа над целью. При этом отсек вооружения в грузовой кабине был отделен от кабины экипажа специальной противодымной шторой, а заряжающие работали на самолете в специальных масках.
Стрелки возле 105-мм орудия 102
Вооружение самолета непрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Самолеты в этой версии оснащались двумя шестиствольными 20-мм автоматическими пушками «Вулкан» (боезапас по 3000 снарядов, скорострельность максимальная — 6000 выстр/мин, нормальная — 2500 выстр/мин), одной 40-мм автоматической пушкой Бофорс L60 (боезапас 256 снарядов, максимальная скорострельность 120 выстр/мину) и облегченной 105-мм гаубицы M102 ручного заряжания (боезапас 100 снарядов). Из-за возникающей при стрельбе вибрации планера скорострельность 40-мм пушки не должна была превышать 100 выстр/мин. По информации из открытых источников, 105-мм гаубица M102 представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы. При этом она была существенно облегчена, а ее ствол был укорочен. Помимо этого она обзавелась специальным лафетом. Гаубица получила гидравлическую систему управления, которая позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек. Помимо этого самолет получил возможность использования управляемых авиабомб с лазерной головкой самонаведения. На первых моделях, таких как AC-130A, устанавливались также 7,62-мм шестиствольные пулеметы «Minigan».
Система индивидуальной защиты самолета AC-130 включает в себя: аппаратуру, предупреждающую экипаж об облучении машины РЛС противника; подвесные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями; станции постановки активных помех. В состав бортовых средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк броу», при помощи которой выполняется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и последующее распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками. С целью увеличения продолжительности и дальности полета самолет АС-130 был оснащен системой, позволяющей производить его дозаправку в воздухе.
В настоящее время все установленное на борту самолета АС-130 вооружение управляется при помощи компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой включены тепловизионный и телевизионный прицелы, а также радар. Наличие такого оборудования позволяет эффективно использовать имеющееся на борту вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Кроме того, на модификации AC-130U появился радиолокатор с синтезированной апертурой, который позволяет обнаруживать цели на дальней дистанции. В отличие от модификации АС-130H (на вооружении с 1973 года), система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).
Летно-технические характеристики AC-130A:
Габаритные размеры: длина — 29,79 м, высота — 11,66 м, размах крыла — 40,41 м, площадь крыла — 162,12 м2.
Масса пустого самолета — 26 911 кг.
Максимальная взлетная масса — 56 336 кг.
Запас топлива — 20520 литров.
Силовая установка — 4ТВД Allison Т-56-А-11, мощностью 4х4050 л.с.
Максимальная скорость полета — 580 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 333 км/ч.
Боевая скорость — 270 км/ч.
Практическая дальность полета — 1700 км.
Боевой радиус действия — 900 км.
Боевая высота — 1070-2450 м.
Практический потолок — 10 060 м.
Экипаж — 11 человек.
Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.
AC-130А в музее в Дейтоне
Источники информации:
Немає коментарів:
Дописати коментар