На немецких моторах. Почему украинские БТР демонстрируют чудеса живучести
После тяжелейших боев лета 2014 г. в украинской армии возник серьезный дефицит бронетранспортеров. Большое количество БТР-70 и БТР-80 было потеряно в боях.
При этом стоит заметить, что украинские производители на тот момент уже производили на экспорт новейшие образцы БТР-3 и БТР-4, однако на вооружение ВСУ они не поступали из-за недостаточного финансирования. Именно задел новых машин в какой-то мере компенсировал недостаточную мобильность прежде всего Национальной гвардии Украины. Так, уже с 23 марта 2014 г. в строевые части начались поставки 52 БТР-4 из так называемой “иракской партии”. Дело в том, что еще в 2013 г. иракский заказчик отказался от принятия этих машин якобы из-за технических дефектов и эти БТРы фактически “зависли” у производителя. Эти машины весьма неплохо зарекомендовали себя в ходе боев под Славянском в апреле — июле 2014 г. и ныне остаются в строю.
Однако кампанию 2014-2015 гг. на Донбассе все-таки вынесли на себе старенькие БТР-80 (состояли преимущественно на вооружении десантных частей) и БТР-70. Всего по самым минимальным подсчетам потери БТР-80 составили не менее 85 машин (общий парк на начало войны 400 единиц), БТР-70 — соответственно 35 из примерно 800.
При этом бронетранспортеры продемонстрировали прямо-таки чудеса живучести. Так, в ходе знаменитого рейда десантников в августе 2014 г. были случаи, когда тот же БТР-80 дошел своим ходом до базы, потеряв при подрыве на мине два колеса! Не стоит забывать, что “колесник” (и десант в нем) имеет больше шансов выжить при попадании кумулятивных противотанковых гранат вне пределов моторного отделения, даже при отсутствии какой-либо специальной защиты. Это обеспечивается сравнительно большим, как правило, не герметичным объемом внутреннего пространства БТР, отсутствием в десантном отделении запасов детонирующих боеприпасов и баков с горючим.
Таким образом, в БТР не происходит резкого скачка воздушного давления, которое часто выводит из строя (”глушит”) экипаж и десант гусеничной БМП в его малом броневом замкнутом пространстве. Поражается только то, во что непосредственно попадает кумулятивная струя.
После сентября 2014 г. для вооружение вновь формируемых частей с баз хранения стали массово “поднимать” БТР-60 (официально на вооружении ВСУ по состоянию на 2014 г. не состояли, около сотни было на вооружении Нацгвардии). Однако это было только временное решение и практически сразу начались поиски вариантов модернизации парка бронетранспортеров и его существенного обновления.
Прежде всего на государственном уровне было принято решение о принятии на вооружение БТР-3 и БТР-4. В итоге армия к 2018 г. получила 90 БТР-3 и около сотни БТР-4 разных модификаций. Причем производители (Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова и Киевский бронетанковый завод) учитывая опыт боевых действий продолжают активно модернизировать эти образцы.
Так, наиболее современной модификацией того же БТР-3 является БТР-3ДА (за 2017 г. в войска поставлено более 50 единиц). Установка немецкого двигателя Deutz и американской автоматической трансмиссии Allison вместе с усиленным вооружением (боевой модуль БМ-3М “Штурм-М” с 30-мм пушкой ЗТМ-1, спаренным 7,62-мм пулеметом КТ, автоматическим гранатометом КБА-117 и комплексом ПТУР “Барьер”) делает из БТра весьма серьезного противника на поле боя.
Не менее впечатляющими выглядят и характеристики и последней по времени модификации БТР-4 — БТР-4МВ1, представленной на выставке “Оружие и безопасность-2017” в октябре прошлого года. Опять-таки немецкий двигатель Deutz BF6M1015CP и мощный боевой модуль БМ-7 “Парус”. Основным отличием от предыдущих модификаций является новый “нос” бронекорпуса с дополнительным поплавком и откидным водоотбойным щитком, а также серьезным усилением защиты. Так, по заявлению производителя, броневая защита корпуса была повышена на порядок — с уровня STANAG 4569 Level 2 до уровня Level 3. Что позволяет выдерживать попадание 12,7-мм пули с расстояния в 30 м. В новой машине также повышена комфортность для десанта — в откидной аппарели имеется дополнительная дверь.
Новый бронетранспортер настолько поразил своими характеристиками министра обороны Украины Степана Полторака, что прямо на выставке он принял решение о закупке таких машин для нужд армии. По некоторым данным партия таких машин была включена в государственный заказ на 2018 г.
Однако покупка новых машин занятие достаточно затратное, гораздо дешевле модернизировать имеющийся парк, поэтому уже в 2015 г. на государственном были запущены сразу несколько программ. Так, Николаевский бронетанковый завод, используя довоенные наработки по БТР-70ДИ, освоил установку новых дизельных двигателей на БТР-80 и БТР-70. Тут стоит напомнить об основной проблеме советской легкой бронетехники — тот же БТР-60 и БТР-70 имеют бензиновые двигатели.
На этом фоне большую активность в попытках коренной модернизации, например, тех же БТР-60 проявляют частные оружейные фирмы, которых за время войны появилось великое множество.
Так, НПО “Практика” с 2016 г. достаточно безуспешно на различных выставках показывает свой вариант радикальной модернизации БТР-60 с фактически новым бронекорпусом — “Отаман 8х8”. При этом проект позиционируется как недорогая базовая платформа для создания машин специального назначения, требующих увеличенного объема бронекорпуса (командно-штабные, медицинские, самоходные минометы). Есть варианты и от других фирм — того же “Техимпекса”.
В целом же говоря о перспективах можно отметить, что увеличение и модернизация парка колесных БТРов колесной формулы 8×8 на вооружении украинской армии является критически важным. Особенно на фоне продолжающейся войны на Донбассе.
Источник: Новости Ю
Источник: Новости Ю
Немає коментарів:
Дописати коментар