Раневская, Фаина Георгиевна
[править | править код]
Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.Фаина Георгиевна скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля[18]) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[19], не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Фаина Раневская | |
Баку; 1929 год | |
Имя при рождении: |
Фанни Гиршевна Фельдман
|
---|---|
Дата рождения: |
15 (27) августа 1896
|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1920—1983
|
Награды: | |
IMDb: | |
Фаина Раневская на Викискладе |
Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 [27] августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская русская актриса театра и кино. Современными журналистами часто именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана»[1][2]. Раневская памятна и своими изречениями, многие из которых стали крылатыми[1].
Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: "Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткийзаметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»"[3].
Зрители и режиссёры заметили актрису уже после её первой роли в кино — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934)[4]. В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»[5]. На киноэкране Раневская могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Почти четверть века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году)[6].
В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века[7].
Биография[править | править код]
Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха».
Фаина Раневская[8]
|
Фаина Раневская (урождённая Фельдман) родилась 15 (27) августа1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — уроженец местечка СмиловичиИгуменского уезда Минской губернииГирш Хаимович Фельдман (1863—1938)[9][10] и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года.[11][12] Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».[13] В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.[14]
Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году Раневская уехала в Москву. Она жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, впервые встретилась с В. И. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[15].
Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса.
Однажды, будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, она решила заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Фаина Георгиевна вспоминает:
Так и не окончив частную театральную школу, Раневская стала играть во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915)), Керчь, Феодосия (1915—1916), Ростов-на-Дону (1916—1917), Передвижной «Первый советский театр» (1918—1924), Бакинский рабочий театр (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в московских, включая Театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931—1935), Центральный театр Красной Армии (1935—1939), Театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), Театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), Театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).
Её главным учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Пребывание Раневской в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся Раневской, было присуще скорее театру брехтовскоготипа.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причём не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать Пушкина. По её воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».[15]
В кино она дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии[16]. Член Союза кинематографистов СССР.
Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный». Однако в итоге роль получила Серафима Бирман. Раневская объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: Бирман значилась «молдаванкой»[17]
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года).
Раневская принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрёкен Бок в «Карлсон вернулся»).
Незадолго до смерти Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.Фаина Георгиевна скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля[18]) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[19], не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Похоронена актриса в Москве на Новом Донском кладбище[20], там же, где похоронена её сестра Изабелла (участок № 4). На могиле круглый год можно видеть живые цветы от её почитателей. На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого Мальчика.
Семья[править | править код]
- отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863—1938), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии[21][22][23];
- мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957);
- братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900);
- сестра — Изабелла (в замужестве Аллен, 1892—1964)[24].
Немає коментарів:
Дописати коментар